В России на продажу выставили восемь дефицитных самолетов L-410, только авиакомпании не спешат их покупать

Аэропорт Оренбурга, в структуру которого входит авиакомпания «Оренбуржье», продает восемь 19-местных самолетов L-410 для региональных перевозок. Об этом пишет издание «Известия» со ссылкой на четыре источника в российских авиакомпаниях и самом аэропорту.

В России на продажу выставили восемь дефицитных самолетов L-410, только авиакомпании не спешат их покупать

Среди потенциальных покупателей — «Сибирская легкая авиация» (СиЛА), «Камчатское авиационное предприятие», «Красавиа», «2-й архангельский объединенный авиаотряд», «Аэросервис», в парках которых уже есть L-410. С компаниями идут переговоры, добавили собеседники редакции. Но машины предстоит довести до состояния летной годности, ведь большая их часть не была в небе несколько лет, сказали два источника на рынке.

«Стоимость L-410 на запчасти составляет 140–170 млн рублей. Остальные машины идут по 300–400 млн за самолет», — рассказал источник в одной из региональных авиакомпаний.

Другой собеседник в аэропорту Оренбурга добавил, что главной проблемой продажи L-410 может стать отсутствие платежеспособного спроса среди эксплуатантов, большинство из которых принадлежит региональным или краевым администрациям.

Топ-менеджер еще одной авиакомпании сообщил, что перевозчик готов был бы взять один-два самолета или выкупить отдельные комплектующие с воздушных судов, но аэропорт не готов продавать их таким образом.

«Нас отдельные позиции интересуют, может быть, какие-то комплектующие. Но Оренбург настроен только на пакетное предложение, а скопом нам это всё не нужно. Потому что непонятно, как их потом обслуживать, и, в принципе, из этих восьми там есть самолеты устаревшей модификации со старыми двигателям, которые просто не интересны сейчас», — рассказал собеседник.

Разработанный в Чехии легкий двухмоторный L-410 в России используют для полетов в труднодоступные районы на Дальнем Востоке и в Сибири. Самолет выполняет местные перевозки. Производитель — чешский Aircraft Industries — до весны этого года принадлежал структурам акционеров Уральской горно-металлургической компании (УГМК). В апреле 2022 года Aircraft Industries продали чешской компании Omnipol, поставки L-410 в Россию полностью прекратились.

В России на продажу выставили восемь дефицитных самолетов L-410, только авиакомпании не спешат их покупать

Согласно утвержденной кабмином комплексной программе развития авиаотрасли до 2030 года, в текущем году запланированы поставки 18 самолетов L-410 эксплуатантам, из них четыре судна уже поступили в первом квартале года. В 2023 компаниям должны поставить уже 20 L-410. По данным источников «Известий» среди эксплуатантов, после начала военных действий на Украине в гражданскую авиацию не поступило ни одного самолета этого типа.

Летом компании, использующие эти суда, начали сообщать о риске сокращения парка L-410 на фоне прекращения взаимодействия с Aircraft Industries. В августе на профильной конференции представитель Уральского завода гражданской авиации рассказал, что для поддержания летной годности парка этого типа в машине потребуется заменить большое количество импортных комплектующих. А после — провести дорогостоящую и длительную сертификацию этих замен.

Источник, близкий к производителю, считает, что производство L-410 в России организовать не получится: самая проблемная часть — это импортная авионика, аналогов ей на российском рынке нет.

L-410 оказался жертвой санкционного давления, считает главный эксперт Института транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов. По его словам, Россия была фактически основным покупателем L-410, и закрытие каналов поставок запчастей под эту модель из-за санкций делает практически невозможным его производство в РФ. А поддержание летной годности уже используемых экземпляров проблематично, заметил он.

«Некоторые эксплуатанты уже вынуждены ставить эти самолеты на прикол. По мнению ряда экспертов, продолжение эксплуатации L-410 возможно путем изменения документации по самолету и выдачи ему допусков к полетам при различных некритичных отказах. Но для этого нужно предварительно проводить испытания и смещать планку рисков — а это вопрос безопасности полетов», — объяснил эксперт.

По мнению Федора Борисова, импортозамещение L-410 — трудноразрешимая проблема, так как это будет стоить дорого, а сроки и эффект непонятны. При этом надо учитывать, что основной интеллектуальный ресурс УЗГА сейчас занят на других проектах — «Байкал» и ТВРС-44, отметил он.