Если в прошлом году и в самом начале этого россияне активно покупали игровые приставки, то сейчас наблюдается обратная тенденция: с момента 10 марта, когда Sony и Microsoft приостановили деятельность в России, число предложений о продаже приставок PlayStation и Xbox на сервисах объявлений выросло на 40%. Эксперты называют ряд причин, почему так происходит.
Некоторые продают приставки потому, что желают подзаработать на дефиците игровых консолей, который возник после прекращения прямых поставок от производителей. При этом консоли на вторичном рынке после 10 марта заметно подорожали: PlayStation 5 — почти в 1,5 раза, с 64,5 до 96 тыс. рублей в среднем. Цены на Xbox Series S увеличились на 8,5% — c 32,7 до 35,5 тыс., а на Xbox Series X на 22% — с 62 до 76 тыс. рублей.
Второй момент связан с ограничением доступа к покупке новых игр. Тут, конечно, есть обходные пути — можно зарегистрировать новый аккаунт, выдав себя за жителя Аргентина, США и других стран, однако не все готовы этим заниматься. По этой же причине пользователи консолей без встроенного оптического привода начали их активно продавать — с расчетом замены на приставку с оптическим приводом, которая позволяет запускать игры даже без доступа в Интернет.
«Цены на версии приставок без дисковода изначально были невысокими. Если такой гаджет продается без аккаунта, то цены на него совсем низкие, на уровне изначального официального предложения Sony 35–45 тыс. рублей», — объяснил ведущий архитектор CommuniGate Systems Иван Рыжаев.
Если же приставка продается с аккаунтом, цена на нее резко взлетает и зависит от количества игр. «Например, если продается версия PlayStation 5 Digital Edition, на аккаунте которой имеется более 250 купленных игр, то можно заработать 200 тыс. рублей и больше. И такой прайс будет вполне рыночным», — добавил эксперт.
Растет интерес ко вторичному рынку приставок и игр и у покупателей, но далеко не так стремительно, как у продавцов, отмечают эксперты. Число поисковых запросов по игровым приставкам на «Юле» и «Объявлениях ВКонтакте» выросло на 5-25% в зависимости от модели, рассказали в VK.
На «Авито» в марте-апреле этого года товары из категории «Игры, приставки и программы» россияне покупали на 9% чаще по сравнению с началом 2022 года, сообщили в пресс-службе компании. Таким образом, спрос на эти товары растет существенно медленнее предложения. Иными словами, рынок сокращается.
Еще одно последствие уменьшения рынка консолей — возможный рост продаж игровых персональных компьютеров. По словам старшего специалиста по тестированию цифровых продуктов Роскачества Сергея Кузьменко, уже заметна тенденция, когда многие потребители отказываются от консолей и переходят на ПК. Это обусловлено тем, что некоторые игровые продукты для пользователей ПК более доступны, чем для обладателей консолей, резюмировал эксперт.