При необходимости марсоход Curiosity сможет отбросить часть колеса, чтобы двигаться дальше

Пока большинство свежих новостей с Марса связано с миссией марсохода Perseverance, на Красной планете продолжает свою работу ровер Curiosity, который прибыл туда почти десять лет назад и превысил планируемый срок эксплуатации уже в пять раз. 

Само собой, у марсохода чем дальше, тем больше будет появляться проблем. Одна из потенциальных — сильные повреждения колёс. Первые повреждения были обнаружены специалистами Лаборатории реактивного движения НАСА (Jet Propulsion Laboratory; JPL) уже спустя год. Само собой, за последующие восемь лет повреждений стало больше, ведь аппарат проехал более 25 км. 

При необходимости марсоход Curiosity сможет отбросить часть колеса, чтобы двигаться дальше
новое колесо против колеса состоянием на 4 апреля 2021 года

И вот теперь специалисты JPL представили свой план действий на случай критического повреждения одного из колёс. Если упростить, то речь идёт о сбросе колеса.  

На самом деле, конечно, всё намного сложнее, и никакого изначально заложенного механизма для этого у Curiosity нет.  

Итак, каждое колесо ровера располагает 19 грунтозацепами. Испытания показали, что колесо остаётся работоспособным, даже если поломаны 13 из них. То есть лишь с повреждением 14 грунтозацепов, если не будет никаких особых нюансов, JPL рассмотрит вопрос необходимости каких-то действий. По расчётам учёных, случится это не раньше 2034 года, а доживёт ли марсоход до этого, пока большой вопрос. 

При необходимости марсоход Curiosity сможет отбросить часть колеса, чтобы двигаться дальше
испытания на Земле
При необходимости марсоход Curiosity сможет отбросить часть колеса, чтобы двигаться дальше
При необходимости марсоход Curiosity сможет отбросить часть колеса, чтобы двигаться дальше
При необходимости марсоход Curiosity сможет отбросить часть колеса, чтобы двигаться дальше

Как бы там ни было, вариант решения уже есть, и его исследовали на Земле. Суть в том, что испытания показали, что грунтозацепы почти всегда ломаются в первую очередь на внутренней части колеса. Если точнее, намного меньше повреждений получает внешняя треть колеса, так как она содержит усилитель жёсткости и поддерживается ступицей. Идея учёных заключается в том, что при достижении критического объёма повреждений можно специально нагрузить колесо таким образом, чтобы оно окончательно лопнуло по границе того самого усилителя жёсткости — то есть внутренняя часть колеса полностью отсоединится от внешней. После этого останется лишь сбросить эту часть. Ровер при этом останется работоспособным. 

Учёные уже даже отработали соответствующий манёвр: наезд на камень и поворот колеса необходимым образом. Конечно, процесс намного сложнее, и занимает два-три месяца, кроме того, он требует наличие камня определённой конфигурации.

Что же касается марсохода Perseverance, его колёса были разработаны в том числе с учётом опыта предшественника. Они более жёсткие, с большим количеством грунтозацепов и с меньшим расстоянием между ними.