Никаких танцев на взлётно-посадочной полосе: ОАК показала, как испытывают отечественный авиалайнер SJ-100 на шимми

Всем давно хочется посмотреть на первый полёт максимально импортозамещённого отечественного авиалайнера SJ-100, и он действительно скоро взлетит — в сентябре. А пока самолёт активно тестируется. Так, в новом ролике Объединённая авиастроительная корпорация показала тест, о котором мало кто знает: тест на «шимми».

Никаких танцев на взлётно-посадочной полосе: ОАК показала, как испытывают отечественный авиалайнер SJ-100 на «шимми»

«Шимми» — популярный танец в 20-х годах прошлого века в США, во время которого танцор совершает быстрые движения плечами, будто пытается сбросить с плеч рубашку. Вот как это выглядит.

Оказывается, такие же интенсивные колебания могут наблюдаться на рулевых колёсах шасси при движении самолёта по земле с высокой скоростью. Нарастание амплитуды колебаний может привести к потере управления из-за усиливающегося рыскания или даже к разрушению стойки шасси. Для борьбы с этим опасным явлением шасси оснащаются специальными демпферами, ну а чтобы убедиться, что стойка справляется с «шимми», проводятся натурные испытания.

«Специальную металлическую плиту, которую еще называют «доской шимми», размещают на ВПП под углом 45 градусов к её оси. Чтобы зафиксировать наезд на доску её покрывают краской или мелом. При наезде на плиту на шасси самолёта начинают действовать те самые поперечные силы, которые могут вызвать шимми. Все эти силы и возникающие колебания измеряются датчиками, установленными в стойке и по всему самолёту», — рассказали в ОАК.

Что же в итоге? SJ-100 тесты прошёл: «шимми» не зафиксировано. К слову, на днях в СибНИА испытали стойки шасси SJ-100: те испытания тоже завершились успешно.


Источник