Южнокорейский проект создания ракеты-носителя следующего поколения стоимостью 2 трлн вон ($1,5 млрд) стартовал со сложностями в выборе организации, которая возглавит эту масштабную задачу.
Проект, названный Korea Space Launch Vehicle-III, был разработан с целью создания ракеты-носителя, способной доставить посадочный модуль на Луну к 2032 году. Предполагается, что эта усовершенствованная ракета будет обладать втрое большей мощностью, чем ракета «Нури», которая доказала способность Южной Кореи успешно вывести на орбиту спутник массой 1 метрическую тонну.
Изначально планировался конкурс между компаниями Hanwha Aerospace и Korea Aerospace Industries (KAI), при участии Korean Air, для выбора ведущей компании проекта. Все три компании приняли участие в презентации проекта в прошлом году.
Однако 15 февраля Korean Air объявила, что не будет участвовать в тендере — компания уже сотрудничала с KAI в рамках разработки системы региональной спутниковой навигационной системы.
Предыдущие государственные крупномасштабные торги по выбору ведущей компании для модернизации собственной ракеты «Нури» и обеспечения её четырёх запусков до 2027 года были предметом спора между Hanwha Aerospace и KAI, выигранными Hanwha в декабре 2022 года.
Ожидалось, что KSLV-III станет новым полем соперничества между Hanwha и KAI. Однако напряжение улеглось, когда 21 февраля, в последний день подачи заявок, и KAI неожиданно объявила о решении не участвовать в тендере.
В своем заявлении KAI объяснила, что решила разработать независимую бизнес-стратегию в области космической мобильности, основанную на «Глобальном видении 2050 года», и сосредоточиться на выходе на глобальный космический рынок. В основе этой стратегии лежит разработка форм космической мобильности, таких как многоразовые ракеты-носители с большим коммерческим потенциалом, а также ракеты-носители на базе многоцелевых грузовых самолётов и спутники, востребованные в новую эру космической индустрии.
KAI объявила о планах вложить 4,5 трлн вон ($3,7 млрд) в исследования и разработки до 2032 года с намерением достичь годового дохода в размере 40 трлн вон ($34,2 млрд) к 2050 году и стать одной из семи крупнейших аэрокосмических компаний в мире. Компания заявила, что готова присоединиться к проекту национальной ракеты-носителя следующего поколения в качестве участника, а не ведущей организации. Принимая во внимание важность космической программы для Южной Кореи и десятилетний опыт в разработке ключевых компонентов ракет-носителей начиная с 2014 года, компания обязалась приложить усилия для успешной реализации нового проекта.
Впервые Служба государственных закупок объявила о проведении торгов в ноябре прошлого года, а Министерство науки и информационных технологий установило срок выбора предпочтительного участника тендера до конца февраля и официального подтверждения ведущей компании разработки KSLV-III в марте. Однако, учитывая решение KAI отклонить участие в торгах, служба государственных закупок была вынуждена повторно объявить о проведении тендера 22 февраля, назначив новый срок проведения торгов с 4 по 6 марта. Если компания Hanwha Aerospace вновь останется единственным участником торгов, то контракт будет заключен с компанией как с единственным поставщиком. Hanwha выразила намерение принять участие в повторных торгах.
Представители Министерства науки и информационных технологий и Корейского института аэрокосмических исследований (KARI) подчеркнули, что задержка в проведении тендера не повлияет на общий график реализации проекта.
Однако в отрасли космических исследований и среди экспертов возникли опасения по поводу возможных препятствий в разработке следующего поколения ракеты-носителя.
«В отличие от проекта с ракетой “Нури”, где частная компания взяла на себя разработку ракеты-носителя после первоначального государственного этапа, проект следующего поколения — первый, где правительство планировало привлечь частные фирмы ещё на начальных стадиях. Правительство, вероятно, рассчитывало на больший интерес и возможно большую конкуренцию со стороны частных компаний», — заявил анонимно профессор, специализирующийся в аэрокосмической промышленности.
Анонимный представитель из сферы космической промышленности отметил, что окончательное подтверждение процесса тендера может быть затянуто до апреля: «Когда Hanwha станет единственным претендентом по контракту, период переговоров может быть продлён до 25 дней. Правительство надеется подписать контракт к концу марта, но это может быть сделано в апреле и повлиять на график».