Авиационные двигатели, прежде чем их установят на самолет, проходят большую череду тестов – как самых очевидных (например, ресурсных), так и довольно экзотических. Один из таких – испытание пеплом.
Вулканический пепел – абразивный материал. Попадая в двигатель, он расплавляется в камере сгорания и превращается в стекловидную субстанцию, которая закрывает каналы охлаждения, а также создаёт плёнку на лопатках турбин и других элементах. В результате двигатель может попросту выйти из строя. А учитывая, что вулканы в последнее время пробуждаются довольно часто, такое испытание в серии тестов явно лишним не будет.
Поэтому в Центральном институте авиационного моторостроения взялись испытать газогенератор (в него входит компрессор высокого давления, камера сгорания и турбина) отечественного двигателя ПД-14 для перспективного пассажирского самолета МС-21 пеплом камчатского вулкана Шивелуч. И эти испытания двигатель прошел очень хорошо.
«В газогенератор подавали пепел и наблюдали за поведением двигателя. После этого мотор полностью разобрали и оценили воздействие вулканических осадков на его детали. Испытания прошли успешно — пепел значительного влияния на элементы проточной части не оказал», — сказал начальник отделения ЦИАМ Сергей Купцов.