Airbus представила водородный авиационный двигатель. Для его испытания готовят специальный самолёт Airbus A380 MSN1

Компания Airbus сегодня сообщила о разработке авиационного двигателя на водородных топливных элементах. Такая силовая установка рассматривается как одно из возможных решений для оснащения самолётов с нулевым уровнем выбросов, которые планируется ввести в эксплуатацию к 2035 году.

Airbus представила водородный авиационный двигатель. Для его испытания готовят специальный самолёт Airbus A380 MSN1

У Airbus уже готов демонстратор. На данный момент авиапроизводитель модифицирует испытательный самолёт A380 MSN1 для тестов нового двигателя на лайнер установят баки с жидким водородом и связанные с ними системы подачи топлива.

«Топливные элементы — это потенциальное решение, которое поможет нам достичь нашей цели по нулевому уровню выбросов, и мы сосредоточены на разработке и тестировании этой технологии, чтобы понять, осуществима ли она и жизнеспособна ли она для ввода в эксплуатацию самолёта с нулевым уровнем выбросов в 2035 году», — сказал Гленн Ллевеллин (Glenn Llewellyn), вице-президент подразделения Airbus, занимающегося созданием самолётов с нулевым уровнем выбросов.

«Если технологические цели будут достигнуты, двигатели на топливных элементах могут быть в состоянии привести в действие сотню пассажирских самолётов с дальностью полёта около 1000 морских миль [1850 км]», — добавил он.

Airbus представила водородный авиационный двигатель. Для его испытания готовят специальный самолёт Airbus A380 MSN1

Есть два способа использования водорода в качестве источника энергии для двигателей самолётов. Первый — за счет сжигания водорода в газовой турбине, второй — за счет использования топливных элементов для преобразования водорода в электричество для питания винтового двигателя. Второй вариант, названный Proton Exchange Membrane (PEM), видится Airbus самым перспективным.

Поскольку один топливный элемент имеет толщину всего несколько миллиметров и размер примерно с почтовый конверт, он не выделяет много энергии. Но чтобы реализовать достаточные уровни мощности для использования в самолёте, сотни таких топливных элементов должны быть электрически соединены последовательно, чтобы сформировать «стек». Впоследствии несколько таких «стеков» объединяются в несколько «каналов» топливных элементов. При таком модульном подходе достижимы мегаваттные уровни мощности, необходимые для электрического самолёта. 

Airbus ведет разработку топливных элементов вместе с компанией Elring Klinger в рамках совместного предприятия Aerostack. В Airbus уже оценивает первые прототипы топливных элементов, созданных Aerostack: команды инженеров в Гамбурге проектируют системы топливных элементов, собирают и тестируют их.