Практика, когда «на грош амуниции, на рубль амбиции», безвозвратно уходит в прошлое: «АвтоВАЗ» выводит на рынок флагманскую Lada Vesta, которая по уровню оснащения близка к той версии, что баловала покупателей до начала известных всем событий, введения санкций и стремительного обрыва цепей поставок. Главная фишка модели образца 2024 года — это ESC, электронная система контроля устойчивости. В придачу — светодиодные «поворотники», наученные подсвечивать повороты, 3-ступенчатый подогрев передних кресел, подсветка бардачка, динамическая разметка камеры заднего вида, наружные зеркала, складывающиеся с помощью электропривода.
Планомерно, малыми дозами
27 сентября Lada Vesta отпраздновала свой девятый день рождения. Я был в этот день на заводе «Lada Ижевск», где дали старт производству электрического «Ларгуса». О флагмане модельного ряда, конечно же, вспомнили, ведь именно там, в столице Удмуртии, в феврале 2022-го состоялся запуск «Весты». Рабочие, с которыми я пообщался, сожалеют о «потере» модели, которая позже вновь перебралась в Тольятти, дескать, Largus — хорошо, но с «Вестой» было интереснее.
О том, сколько потеряла Lada Vesta после разрыва связей со вчерашними партнерами по «Альянсу Renault-Nissan», и говорить не хочется. Ранее утраченные опции пришлось выдавать в аптекарских дозах. «Задача стояла конкретная — привести машину к состоянию, которое хотели представить на рынке в 2022 году, — прокомментировала Вера Москалюк, замдиректора проекта «Семейство автомобилей Vesta». — Важным этапом на этом пути стал весенний (2024 года) запуск автоматической трансмиссии. Покупатель отреагировал соответствующим образом: произошел резкий взлет продаж. Уже в мае было реализовано рекордное количество машин — 15 009 единиц, что увеличило рыночную долю Lada Vesta до 11,1%».
1,8-литровый 122-сильный мотор и китайский CVT
«Вот уже полгода «Веста» ездит на вариаторе, и, признаемся, глобальных жалоб на его работу у автовладельцев нет, — отметил Евгений Исаев, заместитель главного инженера проекта Lada Vesta. — Коробка демонстрирует себя с наилучшей стороны. Поставщик опытный, не первый год устанавливает эту коробку на другие машины, рекламаций нет. Задача «АвтоВАЗа» в совместном проекте была адаптировать и проверить коробку на своей машине. Идеологами калибровочного алгоритма выступили наши инженеры. Мы знали сильные стороны своего ДВС, где его моментные показатели особо эффективны, и попросили своих партнеров выполнить всё то, что требовало наше ТЗ. Нужно было подчеркнуть моментные характеристики, спортивность и живость связки «мотор-трансмиссия», считаю, что это у нас получилось».
На то, чтобы подружить 1,8-литровый 122-сильный мотор с китайским CVT, ушел почти год. Зато результат налицо: если прежний 1,6-литровый ДВС с японским вариатором Jatco впридачу разменивал первую «сотню» на 15-й секунде, то связка 1.8 Evo + китайский CVT делает это на 3 секунды быстрее. На поверке дня — аккуратный старт, практически полное отсутствие дерганий в разных режимах. Виртуальные передачи сменяют друг друга быстро и плавно, чувствуется желание вариатора быть похожим на классический гидротрансформатор.
Пожалуй, не всегда хватает возможностей новой спарки мгновенно реагировать на продавливание педали акселератора. Вариатор, как правило, берет некоторую паузу на обдумывание и только спустя секунду, провозглашая гулом свое намерение, обеспечивает требуемый разгон. Труднее всего это дается на скоростях под 120 км/ч и выше, поэтому перестановки на дороге лучше обдумывать загодя, имея полную картину по ходу движения. Но это нюансы, к поведению машины быстро привыкаешь и начинаешь ехать, что называется, правильно.
Опять же, всегда можно перейти на ручной режим управления трансмиссией. Схема действий проста: толкнул рычаг коробки вперед — перешел на пониженную, дернул на себя — добавил виртуальную ступень. Как только достигаешь предельных оборотов, моментально происходит автоматическое переключение наверх — уткнуться в отсечку не получится, не даст электроника. На мой взгляд, такая езда более послушная и прогнозируемая, что ли. Опять же, ты хозяин ситуации, знаешь, чего хочешь и когда хочешь. Думаю, «мануал» понравится молодежи, если, конечно, им не будет лень работать головой и правой рукой. Пробовали нагружать CVT в разных режимах, чтоб добиться ее перегрева, но из этого ничего не вышло.
Силовая связка дает некий «огонек» в движении — мотор 1.8 Evo на это откровенно провоцирует. Другая сторона медали такого «хайпа» — лишние литры бензина (до 11-12 л/100 км) и ранний заезд на АЗС. Если же передвигаться «с толком и расстановкой», можно уложиться в 8-9 л/100 км.
Под тягой движение в колее и выход из нее — без проблем. Но попробуйте не увлекаться газом, и тогда перестановка на соседнюю полосу может сопровождаться тем, что руль на какое-то мимолетное время будет принадлежать «сам себе». Ситуация не критичная, но слегка озадачивает. Рулевое управление, в принципе, требует некоторых донастроек, и они на заводе ведутся.
ESC — своя, родная
«Веста» возвращает те опции, которые люди от нее ожидают, — заявила Вера Москалюк. — Улучшили оборудование, сделали иные акценты. В наборе оборудования теперь всё сбалансированно. Каждая опция фокусируется на безопасности и комфорте. С новыми-старыми опциями мы сможем продавать столько, сколько захотим». Да, не всё еще вернулось в машину, например, до сих пор нет бесключевого доступа, атмосферной подсветки и климат-контроля, но это дело ближайшего будущего, уверяют представители «АвтоВАЗа».
Нужно повториться, серьезным шагом вперед стало появление системы стабилизации курсовой устойчивости ESC. Кому-то, наверное, ближе аббревиатура ESP, но это, как известно, бренд, запатентованный прежним поставщиком электроники для «АвтоВАЗа», концерном Bosch. Поэтому выбор был сделан в пользу более нейтрального названия, которое используется рядом именитых автопроизводителей.
«Нынешняя ESC — сугубо российский продукт, его разработали инженеры НПП «Итэлма» совместно с коллегами тольяттинского автоконцерна. У компании большие компетенции в области автоэлектроники, — отметил Евгений Исаев. — До кризиса они нам делали цифровую комбинацию приборов, это наш давний поставщик, просто ранее объемы поставок были не такие большие». В связи с отказом Bosch продолжать сотрудничество с «АвтоВАЗом» появилась необходимость в новом поставщике электронных систем. Был проведен открытый тендер, победу в котором одержала «Итэлма». По словам нашего собеседника, компания проявила лидерские качества, сумев в короткие сроки справиться с заводским ТЗ. Сколько в системе компонентов от восточных партнеров, никто не скажет, но здесь надо четко понимать: мир уже давно глобальный, и так работают все без исключения автопроизводители.
По словам Веры Москалюк, чего-то своего в технологию ESC привнесено не было, по технической части система не нова. В ходе ее разработки был проведен стандартный набор калибровочных работ, проверка и валидация осуществлялась в летних и зимних условиях, суммарный пробег ресурсных испытаний составил 140 тысяч км. Калибровочные работы были проведены абсолютно для всех силовых агрегатов и кузовов Lada Vesta, включая спортивную модификацию.
ESC объединила те функции, которые были представлены на «Весте» с запуском ABS. Это, собственно говоря, сама ABS, система распределения тормозных усилий EBD, стабилизация в повороте CSC, гидравлический помощник торможения HBA, контроль устойчивости VDC, противобуксовочная функция TCS, предотвращение скатывания при трогании на подъеме HSA и автоматическое предупреждение об экстренном торможении AHW. «Набор не уникален, — заметила Вера Москалюк. — Мы выбрали то, что нужно нашему потребителю. Замечу, что абсолютно все «Весты» располагают этими функциями».
С появлением ESC автомобиль, получается, вернул такой важный козырь, как повышение курсовой устойчивости и одновременно проходимость. Система, как удалось нам проверить в ходе тест-драйва, работает вполне деликатно, то есть в несложных дорожных ситуациях может допускать аккуратные отклонения автомобиля от курса. И совсем другое дело, если происходит глубокий занос, скажем, по вине неопытного водителя: здесь уже следует более существенное погружение в работу — возвращение на прежнюю траекторию движения происходит активными и выверенными манипуляциями подтормаживания колес.
В особо, скажем так, тяжелых дорожных условиях ESC способна имитировать межколесные блокировки. Специально с коллегой поставили машину по диагонали проселка, да так, что было вывешено правое заднее колесо. С выключенной ESC шансов тронуться с места не было: сплошные пробуксовки, рев мотора и не более того. Активация кнопки ESC дала нужный результат: электроника умело «прикусила» тормозные колодки, и мы, словно с подключенной осью, смогли худо-бедно возобновить движение. Следует заметить, что ESC отключается клавишей на центральной консоли и автоматически активируется на скорости 57 км/ч.
Что конкретно вернулось
Включение камеры заднего вида теперь сопровождается подсказками в лице динамических элементов. Для них, как отметила Вера Москалюк, требовался датчик угла поворота рулевого колеса, и он вернулся-таки вместе с ESC. Камера способна «пеленговать» даже тоненькие столбики-ориентиры и работает в комплексе с передними и задними датчиками парковки. Системы сбалансированы, но разведены по версиям. В базовых модификациях Vesta предлагается 4-канальная система, в топовых — 8-канальная, это когда 12 датчиков «по кругу» автомобиля. Режим работы системы безопасной парковки можно персонифицировать, например, выбрать громкость звука парктроника или просто его заглушить.
Упомянутые 12 датчиков задействованы для функционирования вновь появившейся системы контроля слепых зон. Это не инновация, но при этом опция важная. Если водитель в себе уверен на 100%, систему можно отключить. Система функционирует на скоростях от 30 до 130 км/ч, но срабатывает не в каждом первом случае. Визуальное восприятие системы — вне нареканий. Сами наружные зеркала теперь можно складывать посредством кнопки на двери водителя. Чуть позже вернется стандартный алгоритм управления — с ключа-карты при включении зажигания.
С тоннеля на консоль переехала клавиша управления трехступенчатым обогревом передних сидений. Подогрев заднего дивана также имеется, но пока греется только подушка. Зато здесь появился откидной подлокотник с двумя подстаканниками — говорят, по запросам трудящихся.
Они же (клиенты), как говорят, попросили вернуть подсветку вещевого ящика — много подобных запросов поступило на «горячую линию» компании.
Вернулась функция отключения подушки безопасности переднего пассажира, это нужно для установки детского кресла спереди.
Стеклоподъемники «по кругу» были на «Весте» всегда, но теперь передние стекла обзавелись режимом Auto и функцией защиты от защемления. Работа стандартизована в полном соответствии с тем, как это делают мировые автогиганты. Мы проверили: всё работает адекватно.
В работе датчика дождя и света изменений нет, управление по-прежнему вынесено на подрулевые переключатели, а вот поставщик — новый. Алгоритм работы подогревателя форсунок омывателя синхронизирован с алгоритмом работы обогрева лобового стекла: они одновременно включаются и отключаются при достижении определенной температуры. Управление — посредством кнопки на центральной консоли. При этом удалось увеличить зону обогрева лобового стекла — теперь греет и под местом парковки «дворников».
Светодиодные «противотуманки» получили функцию подсветки поворота, то есть на каждую сторону добавилось по 21 градусу потока от головного света. Поворачиваете руль налево — включается левая противотуманная фара, направо — правая, всё очень просто и понятно. Алгоритм включения позволяет спокойно ездить по темным узким дворам и не давить загулявших котов.
Умельцы из красноярской компании АСК (бывшая СКАД) помогли «АвтоВАЗу» воспроизвести докризисный дизайн колесных дисков. Говорят, было непросто. Теперь гамма состоит из 16-дюймовых легкосплавных дисков, включая двухцветный вариант Clover, 17-дюймовых Asgard и самых маленьких 15-дюймовых колес, но они доступны исключительно с декоративным колпаком.
Мультимедиа
Новые функции получила мультимедийная система Lada Vesta. Интерфейс домашнего экрана не изменился, но в настройки была добавлена активация голосового управления. Теперь можно, например, сказать: «Алиса, позвони» и продиктовать контактный номер. Если контакт забит, скажем, с двумя номерами, Алиса предложит на экране плашку с этими номерами, из которых нужно будет выбрать актуальный.
«Яндекс Музыка» теперь предлагает подборку под любые настроения и ситуации. Обложка будет видна, если мы откроем полноразмерный экран на центральной консоли. Удобной стала навигация по внешним накопителям. Можно воспользоваться либо рекомендованными подборками, либо своей музыкой. Но трек выбирать лучшей с помощью Алисы, так проще.
Добавлен клиент YouTube, чтобы обеспечить видеопросмотр в движении (для пассажиров, конечно), но доступность YouTube в России плавно сходит на нет. Появилось приложение «Букмейт» (на днях сервис переименовали в «Яндекс Книги»), в котором есть аудиокниги разных жанров. Алиса пока что интегрирована в мультимедиа и управляет всеми ее функциями, но управлять автомобилем пока не умеет. Вы говорите: «Алиса, открой окно», а в ответ тишина.
Комплектации и цены
Базовый вариант подорожал всего на 11 тысяч рублей, при этом в его арсенале теперь есть ESC, подсветка вещевого ящика и возможность отключения водительской подушки безопасности. Стоимость самого дешевого седана в версии Comfort — 1 525 000 рублей с 1,6-литровым ДВС на «механике». Универсал SW на старте чуть дороже — 1 655 000 рублей. Те же кузова, та же начальная комплектация, но с 1,8-литровым двигателем и CVT стоят, соответственно, 1 600 000 и 1 730 000 рублей.
Промежуточные комплектации носят названия Life и Enjoy. Топовый уровень исполнения Techno — самый оснащенный и дорогостоящий. За обычный седан просят 1 885 000 рублей (1.6 MT) и 1 960 000 рублей (1.8 CVT). Седан в модификации Cross — соответственно, 1 996 000 и 2 071 000 рублей. Простой универсал SW оценен в 2 105 000 и 2 090 000 рублей. «Кроссовый» универсал — 2 116 000 и 2 191 000 рублей. В «топе» рост стоимости выше, но и оборудования стало больше.