Тестируем новую Lada Vesta: снова с ESC и другими давно забытыми опциями

Практика, когда «на грош амуниции, на рубль амбиции», безвозвратно уходит в прошлое: «АвтоВАЗ» выводит на рынок флагманскую Lada Vesta, которая по уровню оснащения близка к той версии, что баловала покупателей до начала известных всем событий, введения санкций и стремительного обрыва цепей поставок. Главная фишка модели образца 2024 года — это ESC, электронная система контроля устойчивости. В придачу — светодиодные «поворотники», наученные подсвечивать повороты, 3-ступенчатый подогрев передних кресел, подсветка бардачка, динамическая разметка камеры заднего вида, наружные зеркала, складывающиеся с помощью электропривода.

Тестируем новую Lada Vesta: снова с ESC и другими давно забытыми опциями

Планомерно, малыми дозами

27 сентября Lada Vesta отпраздновала свой девятый день рождения. Я был в этот день на заводе «Lada Ижевск», где дали старт производству электрического «Ларгуса». О флагмане модельного ряда, конечно же, вспомнили, ведь именно там, в столице Удмуртии, в феврале 2022-го состоялся запуск «Весты». Рабочие, с которыми я пообщался, сожалеют о «потере» модели, которая позже вновь перебралась в Тольятти, дескать, Largus — хорошо, но с «Вестой» было интереснее.

О том, сколько потеряла Lada Vesta после разрыва связей со вчерашними партнерами по «Альянсу Renault-Nissan», и говорить не хочется. Ранее утраченные опции пришлось выдавать в аптекарских дозах. «Задача стояла конкретная — привести машину к состоянию, которое хотели представить на рынке в 2022 году, — прокомментировала Вера Москалюк, замдиректора проекта «Семейство автомобилей Vesta». — Важным этапом на этом пути стал весенний (2024 года) запуск автоматической трансмиссии. Покупатель отреагировал соответствующим образом: произошел резкий взлет продаж. Уже в мае было реализовано рекордное количество машин — 15 009 единиц, что увеличило рыночную долю Lada Vesta до 11,1%».

1,8-литровый 122-сильный мотор и китайский CVT

«Вот уже полгода «Веста» ездит на вариаторе, и, признаемся, глобальных жалоб на его работу у автовладельцев нет, — отметил Евгений Исаев, заместитель главного инженера проекта Lada Vesta. — Коробка демонстрирует себя с наилучшей стороны. Поставщик опытный, не первый год устанавливает эту коробку на другие машины, рекламаций нет. Задача «АвтоВАЗа» в совместном проекте была адаптировать и проверить коробку на своей машине. Идеологами калибровочного алгоритма выступили наши инженеры. Мы знали сильные стороны своего ДВС, где его моментные показатели особо эффективны, и попросили своих партнеров выполнить всё то, что требовало наше ТЗ. Нужно было подчеркнуть моментные характеристики, спортивность и живость связки «мотор-трансмиссия», считаю, что это у нас получилось».

Тестируем новую Lada Vesta: снова с ESC и другими давно забытыми опциями

На то, чтобы подружить 1,8-литровый 122-сильный мотор с китайским CVT, ушел почти год. Зато результат налицо: если прежний 1,6-литровый ДВС с японским вариатором Jatco впридачу разменивал первую «сотню» на 15-й секунде, то связка 1.8 Evo + китайский CVT делает это на 3 секунды быстрее. На поверке дня — аккуратный старт, практически полное отсутствие дерганий в разных режимах. Виртуальные передачи сменяют друг друга быстро и плавно, чувствуется желание вариатора быть похожим на классический гидротрансформатор.

Тестируем новую Lada Vesta: снова с ESC и другими давно забытыми опциями

Пожалуй, не всегда хватает возможностей новой спарки мгновенно реагировать на продавливание педали акселератора. Вариатор, как правило, берет некоторую паузу на обдумывание и только спустя секунду, провозглашая гулом свое намерение, обеспечивает требуемый разгон. Труднее всего это дается на скоростях под 120 км/ч и выше, поэтому перестановки на дороге лучше обдумывать загодя, имея полную картину по ходу движения. Но это нюансы, к поведению машины быстро привыкаешь и начинаешь ехать, что называется, правильно.

Опять же, всегда можно перейти на ручной режим управления трансмиссией. Схема действий проста: толкнул рычаг коробки вперед — перешел на пониженную, дернул на себя — добавил виртуальную ступень. Как только достигаешь предельных оборотов, моментально происходит автоматическое переключение наверх — уткнуться в отсечку не получится, не даст электроника. На мой взгляд, такая езда более послушная и прогнозируемая, что ли. Опять же, ты хозяин ситуации, знаешь, чего хочешь и когда хочешь. Думаю, «мануал» понравится молодежи, если, конечно, им не будет лень работать головой и правой рукой. Пробовали нагружать CVT в разных режимах, чтоб добиться ее перегрева, но из этого ничего не вышло.

Тестируем новую Lada Vesta: снова с ESC и другими давно забытыми опциями

Силовая связка дает некий «огонек» в движении — мотор 1.8 Evo на это откровенно провоцирует. Другая сторона медали такого «хайпа» — лишние литры бензина (до 11-12 л/100 км) и ранний заезд на АЗС. Если же передвигаться «с толком и расстановкой», можно уложиться в 8-9 л/100 км.

Под тягой движение в колее и выход из нее — без проблем. Но попробуйте не увлекаться газом, и тогда перестановка на соседнюю полосу может сопровождаться тем, что руль на какое-то мимолетное время будет принадлежать «сам себе». Ситуация не критичная, но слегка озадачивает. Рулевое управление, в принципе, требует некоторых донастроек, и они на заводе ведутся.

ESC — своя, родная

«Веста» возвращает те опции, которые люди от нее ожидают, — заявила Вера Москалюк. — Улучшили оборудование, сделали иные акценты. В наборе оборудования теперь всё сбалансированно. Каждая опция фокусируется на безопасности и комфорте. С новыми-старыми опциями мы сможем продавать столько, сколько захотим». Да, не всё еще вернулось в машину, например, до сих пор нет бесключевого доступа, атмосферной подсветки и климат-контроля, но это дело ближайшего будущего, уверяют представители «АвтоВАЗа».

Нужно повториться, серьезным шагом вперед стало появление системы стабилизации курсовой устойчивости ESC. Кому-то, наверное, ближе аббревиатура ESP, но это, как известно, бренд, запатентованный прежним поставщиком электроники для «АвтоВАЗа», концерном Bosch. Поэтому выбор был сделан в пользу более нейтрального названия, которое используется рядом именитых автопроизводителей.

«Нынешняя ESC — сугубо российский продукт, его разработали инженеры НПП «Итэлма» совместно с коллегами тольяттинского автоконцерна. У компании большие компетенции в области автоэлектроники, — отметил Евгений Исаев. — До кризиса они нам делали цифровую комбинацию приборов, это наш давний поставщик, просто ранее объемы поставок были не такие большие». В связи с отказом Bosch продолжать сотрудничество с «АвтоВАЗом» появилась необходимость в новом поставщике электронных систем. Был проведен открытый тендер, победу в котором одержала «Итэлма». По словам нашего собеседника, компания проявила лидерские качества, сумев в короткие сроки справиться с заводским ТЗ. Сколько в системе компонентов от восточных партнеров, никто не скажет, но здесь надо четко понимать: мир уже давно глобальный, и так работают все без исключения автопроизводители.

По словам Веры Москалюк, чего-то своего в технологию ESC привнесено не было, по технической части система не нова. В ходе ее разработки был проведен стандартный набор калибровочных работ, проверка и валидация осуществлялась в летних и зимних условиях, суммарный пробег ресурсных испытаний составил 140 тысяч км. Калибровочные работы были проведены абсолютно для всех силовых агрегатов и кузовов Lada Vesta, включая спортивную модификацию.

ESC объединила те функции, которые были представлены на «Весте» с запуском ABS. Это, собственно говоря, сама ABS, система распределения тормозных усилий EBD, стабилизация в повороте CSC, гидравлический помощник торможения HBA, контроль устойчивости VDC, противобуксовочная функция TCS, предотвращение скатывания при трогании на подъеме HSA и автоматическое предупреждение об экстренном торможении AHW. «Набор не уникален, — заметила Вера Москалюк. — Мы выбрали то, что нужно нашему потребителю. Замечу, что абсолютно все «Весты» располагают этими функциями».

С появлением ESC автомобиль, получается, вернул такой важный козырь, как повышение курсовой устойчивости и одновременно проходимость. Система, как удалось нам проверить в ходе тест-драйва, работает вполне деликатно, то есть в несложных дорожных ситуациях может допускать аккуратные отклонения автомобиля от курса. И совсем другое дело, если происходит глубокий занос, скажем, по вине неопытного водителя: здесь уже следует более существенное погружение в работу — возвращение на прежнюю траекторию движения происходит активными и выверенными манипуляциями подтормаживания колес.

В особо, скажем так, тяжелых дорожных условиях ESC способна имитировать межколесные блокировки. Специально с коллегой поставили машину по диагонали проселка, да так, что было вывешено правое заднее колесо. С выключенной ESC шансов тронуться с места не было: сплошные пробуксовки, рев мотора и не более того. Активация кнопки ESC дала нужный результат: электроника умело «прикусила» тормозные колодки, и мы, словно с подключенной осью, смогли худо-бедно возобновить движение. Следует заметить, что ESC отключается клавишей на центральной консоли и автоматически активируется на скорости 57 км/ч.

Тестируем новую Lada Vesta: снова с ESC и другими давно забытыми опциями

Что конкретно вернулось

Включение камеры заднего вида теперь сопровождается подсказками в лице динамических элементов. Для них, как отметила Вера Москалюк, требовался датчик угла поворота рулевого колеса, и он вернулся-таки вместе с ESC. Камера способна «пеленговать» даже тоненькие столбики-ориентиры и работает в комплексе с передними и задними датчиками парковки. Системы сбалансированы, но разведены по версиям. В базовых модификациях Vesta предлагается 4-канальная система, в топовых — 8-канальная, это когда 12 датчиков «по кругу» автомобиля. Режим работы системы безопасной парковки можно персонифицировать, например, выбрать громкость звука парктроника или просто его заглушить.

Тестируем новую Lada Vesta: снова с ESC и другими давно забытыми опциями

Упомянутые 12 датчиков задействованы для функционирования вновь появившейся системы контроля слепых зон. Это не инновация, но при этом опция важная. Если водитель в себе уверен на 100%, систему можно отключить. Система функционирует на скоростях от 30 до 130 км/ч, но срабатывает не в каждом первом случае. Визуальное восприятие системы — вне нареканий. Сами наружные зеркала теперь можно складывать посредством кнопки на двери водителя. Чуть позже вернется стандартный алгоритм управления — с ключа-карты при включении зажигания.

Тестируем новую Lada Vesta: снова с ESC и другими давно забытыми опциями

С тоннеля на консоль переехала клавиша управления трехступенчатым обогревом передних сидений. Подогрев заднего дивана также имеется, но пока греется только подушка. Зато здесь появился откидной подлокотник с двумя подстаканниками — говорят, по запросам трудящихся.

Тестируем новую Lada Vesta: снова с ESC и другими давно забытыми опциями
Тестируем новую Lada Vesta: снова с ESC и другими давно забытыми опциями
Тестируем новую Lada Vesta: снова с ESC и другими давно забытыми опциями

Они же (клиенты), как говорят, попросили вернуть подсветку вещевого ящика — много подобных запросов поступило на «горячую линию» компании.

Тестируем новую Lada Vesta: снова с ESC и другими давно забытыми опциями

Вернулась функция отключения подушки безопасности переднего пассажира, это нужно для установки детского кресла спереди.

Тестируем новую Lada Vesta: снова с ESC и другими давно забытыми опциями

Стеклоподъемники «по кругу» были на «Весте» всегда, но теперь передние стекла обзавелись режимом Auto и функцией защиты от защемления. Работа стандартизована в полном соответствии с тем, как это делают мировые автогиганты. Мы проверили: всё работает адекватно.

В работе датчика дождя и света изменений нет, управление по-прежнему вынесено на подрулевые переключатели, а вот поставщик — новый. Алгоритм работы подогревателя форсунок омывателя синхронизирован с алгоритмом работы обогрева лобового стекла: они одновременно включаются и отключаются при достижении определенной температуры. Управление — посредством кнопки на центральной консоли. При этом удалось увеличить зону обогрева лобового стекла — теперь греет и под местом парковки «дворников».

Тестируем новую Lada Vesta: снова с ESC и другими давно забытыми опциями

Светодиодные «противотуманки» получили функцию подсветки поворота, то есть на каждую сторону добавилось по 21 градусу потока от головного света. Поворачиваете руль налево — включается левая противотуманная фара, направо — правая, всё очень просто и понятно. Алгоритм включения позволяет спокойно ездить по темным узким дворам и не давить загулявших котов.

Тестируем новую Lada Vesta: снова с ESC и другими давно забытыми опциями
Тестируем новую Lada Vesta: снова с ESC и другими давно забытыми опциями
Тестируем новую Lada Vesta: снова с ESC и другими давно забытыми опциями

Умельцы из красноярской компании АСК (бывшая СКАД) помогли «АвтоВАЗу» воспроизвести докризисный дизайн колесных дисков. Говорят, было непросто. Теперь гамма состоит из 16-дюймовых легкосплавных дисков, включая двухцветный вариант Clover, 17-дюймовых Asgard и самых маленьких 15-дюймовых колес, но они доступны исключительно с декоративным колпаком.

Тестируем новую Lada Vesta: снова с ESC и другими давно забытыми опциями

Мультимедиа

Новые функции получила мультимедийная система Lada Vesta. Интерфейс домашнего экрана не изменился, но в настройки была добавлена активация голосового управления. Теперь можно, например, сказать: «Алиса, позвони» и продиктовать контактный номер. Если контакт забит, скажем, с двумя номерами, Алиса предложит на экране плашку с этими номерами, из которых нужно будет выбрать актуальный.

Тестируем новую Lada Vesta: снова с ESC и другими давно забытыми опциями
Тестируем новую Lada Vesta: снова с ESC и другими давно забытыми опциями

«Яндекс Музыка» теперь предлагает подборку под любые настроения и ситуации. Обложка будет видна, если мы откроем полноразмерный экран на центральной консоли. Удобной стала навигация по внешним накопителям. Можно воспользоваться либо рекомендованными подборками, либо своей музыкой. Но трек выбирать лучшей с помощью Алисы, так проще.

Добавлен клиент YouTube, чтобы обеспечить видеопросмотр в движении (для пассажиров, конечно), но доступность YouTube в России плавно сходит на нет. Появилось приложение «Букмейт» (на днях сервис переименовали в «Яндекс Книги»), в котором есть аудиокниги разных жанров. Алиса пока что интегрирована в мультимедиа и управляет всеми ее функциями, но управлять автомобилем пока не умеет. Вы говорите: «Алиса, открой окно», а в ответ тишина.

Тестируем новую Lada Vesta: снова с ESC и другими давно забытыми опциями

Комплектации и цены

Базовый вариант подорожал всего на 11 тысяч рублей, при этом в его арсенале теперь есть ESC, подсветка вещевого ящика и возможность отключения водительской подушки безопасности. Стоимость самого дешевого седана в версии Comfort — 1 525 000 рублей с 1,6-литровым ДВС на «механике». Универсал SW на старте чуть дороже — 1 655 000 рублей. Те же кузова, та же начальная комплектация, но с 1,8-литровым двигателем и CVT стоят, соответственно, 1 600 000 и 1 730 000 рублей.

Промежуточные комплектации носят названия Life и Enjoy. Топовый уровень исполнения Techno — самый оснащенный и дорогостоящий. За обычный седан просят 1 885 000 рублей (1.6 MT) и 1 960 000 рублей (1.8 CVT). Седан в модификации Cross — соответственно, 1 996 000 и 2 071 000 рублей. Простой универсал SW оценен в 2 105 000 и 2 090 000 рублей. «Кроссовый» универсал — 2 116 000 и 2 191 000 рублей. В «топе» рост стоимости выше, но и оборудования стало больше.

Тестируем новую Lada Vesta: снова с ESC и другими давно забытыми опциями

Источник