Инструменты, выполняющие функции УШМ, можно подразделить на три типоразмера: стандартная болгарка с дисками диаметром от 100 мм и выше, инструмент переходного размера, которые работают с оснасткой диаметром 75 мм, и, наконец, миниатюрные УШМ с насадками диаметром 50 мм (вот хороший пример).
С крупным и микроинструментом все понятно: первый используется в повседневной зачистке и резке стандартных деталей и заготовок, а второй эксплуатируется реставраторами и прочими DIY-левшами. Но для чего существует этот средний переходный размер? В каких целях его создали? Что им можно сделать такого, чего не сделаешь крупным и микроинструментом?
Характеристики
Основные характеристики инструмента представлены в следующей таблице. Эту и другую информацию можно получить на страничке продавца.
Производитель | Heimerdinger |
---|---|
Модель (артикул) | LB201 |
Тип устройства | ручная аккумуляторная углошлифовальная машина |
Тип двигателя | бесщеточный |
Диаметр диска | 3″ (75 мм) |
Глубина реза с новым диском | 14 мм |
Резьба шпинделя | без резьбы, посадочный диаметр 10 мм |
Максиимальная глубина реза (вылет диска) | 10 мм |
Скорость вращения на холостом ходу |
|
Встроенная подсветка | нет |
Блокировка двигателя при заклинивании диска | да |
Плавный пуск | да |
Тормоз | да |
Габариты, масса | 106×91×195 мм, 674 г с кожухом и аккумулятором |
Тип аккумулятора | литий-ионный |
Напряжение | 12 В |
Емкость | 2 А·ч |
Время работы от аккумулятора под нагрузкой | с батареей емкостью 2 А·ч — около 8 минут шлифования металла лепестковой насадкой |
Цена | 3304 руб. на момент подготовки обзора |
Комплектация
Предоставленный для тестирования инструмент продается в невзрачной картонной коробке, задача которой состоит в транспортировке болгарки, но никак не в завлечении взгляда покупателя.
В комплекте с УШМ имеется установленный защитный кожух, ключ, два аккумулятора с зарядным устройством, два диска для резки металла и один для дерева, а также печатная продукция. Жаль, что в комплекте нет хотя бы одного шлифовального диска. Придется докупить, хотя бы в целях тестирования инструмента.
Конструкция, управление
Если бы у инструмента была дополнительная рукоять, его бы легко можно было спутать с полноразмерной болгаркой.
Но если в кадре появляется рука, то становится понятно, что мы имеем дело с нестандартом: корпус УШМ немногим крупнее ладони.
В рассматриваемой углошлифовальной машине установлен бесщеточный двигатель. Так заявляется, по крайней мере.
Управление производится стандартным ползунковым переключателем с фиксатором, который здесь имеет не верхнее расположение, а боковое.
Защитный кожух закреплен на корпусе с помощью пластины, удерживаемой тремя болтиками. Но закреплен не намертво, а вращается на оси. Для того, чтобы изменить положение защитного кожуха, требуется совсем небольшое усилие. Впрочем, и угол, на который можно повернуть кожух, тоже небольшой, около 45°.
Диски крепятся толстой шайбой, которая прижимается болтом с шестигранной головкой. Решение, прямо скажем, неудобное. Ключ никуда не спрячешь, разве что в карман. А шайбочка с болтиком могут легко затеряться в кучке строительного мусора, ищи-свищи потом.
Для того, чтобы отвернуть болт, нужно заблокировать вал. В обычных УШМ такая блокировка осуществляется нажатием и удержанием специальной кнопки. Здесь же вместо кнопки используется странная приспособа, напоминающая подкову. Чтобы заблокировать вал, требуется поднять ее вверх. Сделать это можно только двумя пальцами. Неудобно.
В характеристиках устройства не заявлены ни плавный старт, ни электрический тормоз двигателя. Тем не менее, во время работы обращаешь внимание на то, как относительно неспешно раскручивается двигатель. И к тормозу нет вопросов: он определенно есть, диск останавливается мгновенно.
Прилагаемые аккумуляторы вставляются в полую рукоять инструмента до щелчка. На батареях отсутствуют индикаторы оставшегося заряда.
Но такая индикация имеется на самом инструменте. Небольшая панелька содержит четыре светодиода, три из них указывают на текущий заряд, а четвертая лампочка сигнализирует о разряде батареи и/или об ошибке (отключение двигателя вследствие перегрузки или перегрева). Отметим неудачную конструкцию этого сигнального блока. По всей видимости, расположенные там светодиоды не разделены между собой глухими перегородками, и свечение одного светодиода отлично передается на все «окошечки». Из-за этого очень трудно понять, сколько в данный момент светодиодов работает. На следующем снимке видны два работающих светодиода, но это лишь благодаря умению редакционного фотографа, который выставил правильный «треугольник экспозиции».
Инструкция
В комплекте к УШМ имеется англоязычная инструкция с перечислением мер безопасности при работе и методов выполнения тех или иных задач. Имеется даже схема полной разборки инструмента. Но схема напечатана так мелко, что толку от нее нет никакого.
Эксплуатация
Крепление насадок
Неудивительно, что мы оказались не готовы к тестированию подобного инструмента в плане оснащения всякими-разными насадками. Откуда им взяться в хозяйстве? Вот стандартной 125-миллиметровой оснастки — вагон и тележка. А таких 75-миллиметровых — только те, что были в комплекте: два отрезных диска по металлу/пластику и один по дереву.
Маловато будет! Непременно требуются шлифовальные диски, иначе это не тестирование получится, а какой-то ютуб-анпакинг. Для очистки совести было посещено несколько близлежащих торговых точек, но круглые глаза продавцов дали понять, что подобной оснастки в этих магазинах никогда не видели.
Зато интернет-магазины хорошо знают про такие расходники. И не менее хорошо знают, что о существовании этих дисков не знают в обычных магазинах. Чем и пользуются, задирая цену за один мини-диск в разы выше, чем за полноразмерный 125-миллиметровый. В среднем круги разного назначения для мини-УШМ могут стоить до 300 рублей за штучку. Впрочем, «при желании» можно отыскать и еще дороже. Но ничего не поделаешь, пришлось купить набор из пяти лепестковых кругов диаметром 75 мм.
Вот теперь у нас полный комплект. Хотя, не совсем. Жаль, что не существует опорных чашек такого диаметра для наклеивания «липучей» шлифовальной бумаги. А может, мы просто не нашли.
Более того, с комплектным пильным диском возникла проблемка. Не хочет он надеваться на шпиндель, и все тут! Посадочное отверстие в диске имеет не круглую форму, а напоминает скругленный прямоугольник.
Нам не впервой заниматься допилингом инструмента, но чтобы дорабатывать расходники? Здесь уже требуется досверлинг. С помощью сверлильной стойки, ступенчатого сверла и капельки масла, края посадочного отверстия диска были сглажены до получения требуемой окружности. Простите за расфокус.
После всех описанных перипетий отрезные комплектные и приобретенные в интернет-магазине диски наконец-то плотно сели на шпиндель.
Вот теперь все в порядке, можно приступать к работе. Впрочем, нет. Учитывая габариты инструмента и расходников — к работке.
Пиление
В первую очередь необходимо определиться со сценариями использования такой мини-УШМ. Очевидно, что машинка не предназначена для распиливания полноразмерной стальной арматуры, профиля и досок. Также понятно, что шлифование больших площадей подобной малюткой — занятие сродни подметанию плаца зубной щеткой. И все же попробуем.
Задача — определить, склонна ли болгарка снижать мощность или уходить в защитный режим при большом сопротивлении во время распиливания разных материалов. Распиливать деревянную доску мы даже не пытались. Из следующего видео понятно, почему.
Болгарке катастрофически не хватает мощности и скорости вращения насадки. Двигатель то и дело останавливается из-за перегрузки. Да и скорость пиления на порядок ниже, чем при работе стандартной полноразмерной УШМ.
Кстати, вот тут у нас возникли первые сомнения насчет скорости. Очень уж она непохожа на почти 20 тысяч оборотов в минуту, заявленные производителем.
Быть может, этот инструмент хорошо работает с тонкими листовыми материалами? Попытка номер два (на самом деле больше).
Да, получше. Но даже тонкий металл поддается с ощутимым «натягом», и резка длится слишком долго. А смысл в пилении тонкого пластика или сэндвич-панелей — отсутствует, такие материалы легко режутся ножом. Откровенно непонятно, что можно сделать таким инструментом. И опять же, эта скорость. Ну никак не возникает ощущения, что у тебя в руке вращается нечто со скоростью почти 20000 об/мин.
Хорошо бы эту скорость измерить. И в будущих обзорах болгарок проводить такие измерения. Многим читателям известно, что мы всегда стремимся к повторяемости тестов. Так, чтобы каждый мог повторить наши измерения без серьезных материальных затрат.
Но как измерить скорость вращения чего-либо подручными средствами? В теории можно использовать любое звукозаписывающее устройство. В отличие от видео, звук записывается не кадрами в секунду, а сэмплами: 44,1 кГц, 48 кГц или даже 96 кГц. Сделаем простейший стенд. Закрепим болгарку на столе, а на вал двигателя намотаем кусочек проволоки, зажав его шайбой. Теперь при включении болгарки, конец проволочки на каждом обороте будет стучать по листу тонкого железа. Впоследствии достаточно открыть аудиопоток в видео- или аудиоредакторе и подсчитать количество пиков в одной секунде. Полученный результат, умноженный на 60, даст искомые обороты в минуту.
Но для начала измерим скорость вращения шпинделя другой УШМ. Которая не дает явных поводов сомневаться в верности ее паспортных значений. Она не только «фирменная», но и трехскоростная, что позволит наглядно убедиться в действенности метода (или в бесполезности). Вот какая у нас получилась аудиозапись на самой низкой скорости. Пики видны отчетливо, остается их подсчитать.
Судя по этой секунде, на низкой скорости данная болгарка (а это Kress KU801) дает около 3000 об/мин. Хорошо, а что на максимальной скорости? Увы, но аудиозапись при максимальной скорости уже не дает явно выраженных пиков, и точный подсчет вручную оказывается невозможен. Виной тому несколько причин: реверберация (эхо от стен помещения) и паразитная вибрация металлической пластинки и даже самой проволочки и т. д.
Увы, но единственный способ добиться правды — использовать цифровой лазерный тахометр. Это самый подходящий для нашей задачи прибор, поскольку он использует неинвазивный метод измерения, без вмешательства. При котором не требуются никакие механические приспособления, крепления и соединения. Найти его можно только в интернете, а это снова ожидание доставки.
Пока мы с неделю озадаченно скребли затылок, лазерный измеритель был доставлен. Немедленно воспользуемся им, а для наглядности зафиксируем следственный эксперимент видеокамерой.
Вот так номер. И в самом деле, до заявленных 19500 об/мин довольно далеко: 15900 об/мин на холостом ходу. Как это можно трактовать? А вот как. С этого момента мы непременно будем измерять частоту вращения насадок в каждой изучаемой болгарке.
Автономность
Требование к мощности двигателя при шлифовании значительно увеличивается, поскольку площадь контакта шлифовальной насадки с материалом выше, чем у отрезного круга. Тем не менее, тестирование автономности разумнее всего производить именно в таком режиме. Не станешь же 10-15 минут резать металл? К тому же, наша мини-болгарка совершенно не умеет его резать.
Следующий ролик многократно ускорен и снабжен счетчиком времени. Можно видеть, что аккумулятора хватило на 8 с половиной минут шлифования металла лепестковой насадкой.
Это довольно скромный результат в сравнении с полноразмерными аккумуляторными болгарками, которые могут работать до 12 минут на одной батарее. Причем давая в разы большую производительность как за счет большей площади насадки, так и мощности в целом.
Уход
Чтобы инструмент выглядел и чувствовал себя хорошо, после работы достаточно его протереть, удалив пыль. Особенно бетонную. Аккумуляторы следует хранить отдельно, в теплом помещении, регулярно подзаряжая.
Аккумулятор
Прилагаемые аккумуляторные батареи имеют емкость 2 А·ч и заряжаются от простенького адаптера, который оснащен единственным двухцветным индикатором.
Зарядка пустой батареи длится три часа. Очень долго. Это объясняется невысокой выходной мощностью адаптера, которая составляет всего 1000 мА.
Выводы
И все-таки, какую работу можно выполнить этим инструментом? Для резки металла или фанеры мини-болгарка годится лишь условно. А для резки тонкого пластика никакая болгарка не требуется, достаточно острого ножа. Оставляем этот вопрос открытым.
Плюсы:
- компактность
- бесключевой механизм фиксации положения кожуха
- электрический тормоз двигателя
Минусы:
- невысокая мощность
- скорость ниже заявленной
- долгий процесс зарядки аккумулятора