Продукция под брендом Formula начала активно поступать на российский рынок. Совсем недавно мы рассмотрели блок питания VL-1000G5-MOD, а теперь к нам на тесты попал корпус Formula Air Power G5 EX.
С виду это вполне типовой черный параллелепипед с левой стеклянной панелью, на сайте производителя заявлен также белый вариант оформления. При более близком знакомстве выясняется, что в корпусе установлены 4 вентилятора с подсветкой, управляемые штатным контроллером, а также имеются быстро- и небыстросъемные противопылевые фильтры. Корпус потяжелее и покрупнее, чем можно было ожидать, выглядит более солидно, чем типовые бюджетные решения.
Коробка выполнена из неокрашенного картона с монохромной полиграфией, комплект поставки размещен в одном пакете. Однако в комплекте мы не обнаружили инструкции по эксплуатации, нет ее и на официальном сайте данной торговой марки. Вместо инструкции имеется лист формата А4 с частичным перечнем технических характеристик. Да, опытному сборщику инструкция не нужна, но человеку, который собирает компьютер впервые, она бы весьма пригодилась.
Компоновка
Компоновочные решения данной модели определяются современными тенденциями корпусостроения. В данном случае разработчики отказались от отсека для устройств формата 5,25″, а привычный отсек для устройств 3,5″ расположен около передней стенки шасси, но присутствует он в усеченном виде — всего на два диска. Отсек можно снять, открутив винты со стороны ножек.
Корпус представляет собой решение башенного типа с вертикально размещаемой платой формата E-ATX (и менее габаритной) и горизонтальным расположением блока питания снизу. Можно установить полноразмерную материнскую плату длиной до 330 мм, что в бюджетных корпусах встречается крайне редко.
Кожух закрывает место установки блока питания со стороны левой стенки, придавая внутреннему виду корпуса аккуратность и законченность. Также этот кожух исполняет роль своеобразного элемента жесткости, который обеспечивает дополнительную фиксацию основания для системной платы с нижней стороны.
На оборотной стороне основания для системной платы присутствуют места для установки накопителей. А вот посадочные места для накопителей с внешним доступом в корпусе полностью отсутствуют.
Система подсветки
В корпусе реализована разветвленная система подсветки с управлением на базе штатного контроллера.
В качестве источников света используются четыре вентилятора с индивидуальной адресацией светодиодов, которые подключаются ко встроенному контроллеру при помощи стандартных трехконтактных разъемов типа ARGB.
Система охлаждения
Контроллер вентиляторов в корпусе действительно многофункциональный: помимо управления подсветкой, он умеет управлять еще и скоростью вращения четырех вентиляторов с ШИМ (с четырехконтактными разъемами).
Однако у нашего экземпляра контроллер не смог управлять скоростью вращения вентиляторов, как мы его ни подключали — ни при изменении сигнала ШИМ на входе, ни при изменении значения питающего напряжения на разъеме, предназначенном для подключения к системной плате (у контроллера для этого два разных разъема). Будем надеяться, что это брак конкретного экземпляра.
В корпусе предусмотрена возможность установки большого количества вентиляторов типоразмера 120 или 140 мм. Посадочные места для них имеются спереди, сверху, сзади, а также с правой стороны. Штатно предустановлены 4 вентилятора типоразмера 120 мм: один — сзади, остальные три — спереди. Вентиляторы имеют по два разъема: стандартный четырехконтактный разъем с возможностью подключения к системной плате с ШИМ-управлением и стандартный трехконтактный c колодкой 1×4 (ARGB) для управления подсветкой.
В корпусе можно установить три радиатора: спереди — до 420 мм, сверху — до 360 мм, сзади — 120 мм.
Стоит отметить, что все приточные отверстия оснащены фильтрами, однако не все из них удобно обслуживать.
Спереди их вообще два: крупноячеистый фильтр из проштампованного листа пластика установлен на съемной рамке на лицевой стороне передней панели, а мелкоячеистый синтетический фильтр установлен на передней стенке шасси под передней панелью. Последний фиксируется при помощи зацепов снизу и двух магнитов сверху, его можно помыть целиком, но для его извлечения нужно снимать переднюю панель.
Непонятно, насколько подобный бутерброд будет эффективным, но есть подозрение, что основная часть пыли будет скапливаться между двумя фильтрами, превращаясь со временем в подобие войлока, да и сама передняя панель, видимо, будет активно зарастать из-за металлической решетки. Впрочем, если снять крупноячеистый фильтр, то второй фильтр можно легко очистить пылесосом со щелевой насадкой без дополнительной разборки.
Сверху также предусмотрен фильтр, установленный внутри съемной верхней панели под решеткой. Выполнен он из проштампованного пластикового листа.
На днище фильтр самый неудобный: он тоже выполнен из проштампованного пластикового листа, но никакой рамки не имеет, поэтому снять его еще как-то можно, но установить назад точно на место затруднительно сразу по нескольким причинам. Особенно мешают осуществить это очень маленькие лепестки, под которые фильтр необходимо подсунуть: с короткими (квадратными) фильтрами, которые мы встречали ранее, подобная операция вполне удавалась, а тут сделать это сложнее из-за больших размеров фильтра, который с трудом вставляется с одной стороны, а с другой при этом вылезает. Кроме того, для любых операций с нижним фильтром корпус нужно перевернуть, так как на ощупь всё это проделать нереально.
Свои пять копеек добавляют ножки корпуса, которые частично перекрывают место установки нижнего фильтра. Тут однозначно нужно было реализовывать какой-то другой вариант — например, фильтр на рамке, который задвигается спереди или сзади по направляющим. Ну, или просто сделать «как у всех»: отверстие и фильтр только в районе блока питания.
На правой стенке также есть фильтры из пластикового листа, но они имеют типовую конструкцию с магнитной рамкой, за счет которой фильтр фиксируется на посадочном месте.
В общем, защита от пыли у корпуса есть, и она довольно неплоха в целом, но отдельные технические решения вызывают большие вопросы, а в перспективе приведут к сложностям в обслуживании. К достоинствам стоит отнести возможность промыть все фильтры и решетки водой, поскольку все они съемные и никаких электрических соединений не имеют.
Конструкция
Левая боковая стенка выполнена из закаленного стекла со стальными накладками. Система крепления — гильотинного типа: стенка надевается сверху вниз и упирается в зацепы, благодаря которым и фиксируется.
Правая стенка полностью стальная, система крепления у нее похожая.
Верхняя стенка также стальная и съемная, фиксируется она при помощи зацепов спереди и одного винта сзади.
Шасси корпуса используется бюджетное, но вполне качественное. Заметны усилия, направленные как на увеличение жесткости конструкции (путем использования деталей специальной формы), так и на увеличение удобства при сборке.
Масса корпуса составляет 9,3 кг, из них 1,5 кг весит стеклянная стенка, что вполне ощутимо.
Интерфейсные разъемы и кнопки расположены на верхней панели вдоль правой стенки корпуса. Здесь есть два порта USB3 Gen1 (USB 3.0), один порт USB3 Gen2 (USB 3.1) Type-C, отдельные разъемы для подключения микрофона и наушников, кнопка включения, кнопка управления подсветкой и кнопка перезагрузки (у бюджетных моделей обычно две кнопки, подсветкой и перезагрузкой управляет одна).
Разъемов USB побольше, чем у бюджетных моделей (еще одно подтверждение более высокого позиционирования), хотя кому-то и двух разъемов (типа A) будет недостаточно для оперативного подключения периферийного оборудования. А вот разъем для аудиоустройств вполне можно было бы поставить комбинированный.
Передняя панель состоит из двух частей: пластикового основания, которое фиксируется на шасси корпуса при помощи обычных защелок, и лицевой части, которая представляет собой накладку из стали. Лицевая часть фиксируется при помощи шарообразных распорных элементов, которые заходят в соответствующие посадочные места.
Базируется корпус на двух пластиковых опорных элементах, имеющих вставки из вспененного материала (ЭВА).
Накопители
Полноразмерные жесткие диски устанавливаются в предназначенную для них двухместную корзину. Корзина в данном случае выполнена съемной. Диски устанавливаются в корзину через пластиковые рамки, винчестер крепится в них с помощью штырей и винтов. Отметим, что данные рамки являются универсальными, их можно использовать для установки 2,5″ накопителей с креплением дисков через дно.
Еще одно посадочное место для накопителей 2,5/3,5 дюйма имеется на монтажной пластине, установленной на обратной стороне основания для системной платы ближе к задней панели. Крепление пластины выполнено при помощи зацепов и винта с накатной головкой. Диск фиксируется при помощи винтов, закручиваемых со стороны дна накопителя.
Таким образом, в корпус можно установить три накопителя типоразмера 2,5 или 3,5 дюйма, что для полноразмерного корпуса совсем немного.
Сборка системного блока
Стенка из закаленного стекла фиксируется при помощи сферических распорных элементов сверху и зацепов снизу. Для извлечения ее нужно отклонить вбок, преодолев усилие распорных элементов. Для удобного выполнения данной операции на задней стенке имеется выштамповка, позволяющая упереться пальцем в стенку. Подобное техническое решение является вполне удачным.
Стальная стенка аналогична стеклянной по системе крепления, но жесткость ее отличается в худшую сторону, в первую очередь из-за огромных вентиляционных отверстий. В целом обе стенки достаточно удобно снимать и устанавливать обратно.
При необходимости верхнюю стенку тоже можно снять, открутив винт с накатной головкой, расположенный со стороны задней панели. Под ней располагается верхняя стенка шасси с монтажными отверстиями для системы охлаждения. Верхнюю стенку иногда перекашивает, нужно прилагать некоторые усилия для ее демонтажа, но инструменты для этого не требуются.
Все стойки для монтажа системной платы заранее проставлены производителем. Сделано это исходя из габаритов платы формата ATX шириной 244 мм. Дополнительно вкручивать стойки нужно только при установки платы шириной 330 мм, для промежуточных по ширине вариантов вкручивать ничего не придется.
Порядок сборки ПК в данном корпусе особого значения не имеет, так как компоненты разнесены и не мешают друг другу, но лучше начать с установки блока питания и прокладки проводов.
Устанавливается БП с правой стороны и фиксируется при помощи четырех винтов. Корпус предусматривает установку блоков питания стандартных размеров, максимальный размер в данном случае не указан. Расстояние между задней панелью корпуса и передней корзиной накопителей в штатном положении составляет около 230 мм, однако корзину можно снять и передвинуть ближе к передней панели. Рекомендуем выбирать БП с длиной корпуса не более 160 мм, а еще лучше — 140 мм, так как в этом случае останется больше места для укладки проводов.
В корпус, согласно данным производителя, можно установить процессорный кулер высотой до 185 мм. Расстояние от основания для системной платы до противоположной стенки составляет около 200 мм.
Глубина отсека для прокладки проводов составляет около 21 мм у задней стенки. Для монтажа проводов предусмотрены петли для крепления стяжек или других аналогичных изделий.
Далее можно установить требуемые платы расширения, например видеокарту, которая, по заявлению производителя, может достигать в длину 435 мм, что соответствует почти полной глубине внутреннего объема корпуса. В конфигурации по умолчанию этот размер снижается до 410 мм. Впрочем, практического значения это не имеет, карты такой длины в реальности не встречаются. С точки зрения удобства манипулирования при сборке, размер видеокарты не должен превышать 300 мм.
Система фиксации карт расширения предусматривает крепление на винтах снаружи корпуса с индивидуальной фиксацией, а также дополнительной общей прижимной рамкой, что увеличивает объем работы, который нужно выполнить при монтаже или демонтаже платы расширения. Все заглушки для плат расширения многоразовые и фиксируются винтами.
Кнопки и разъемы передней (в данном случае — верхней) панели подключаются вполне стандартно: USB и аудио — монолитными многоконтактными разъемами, всё остальное — одноконтактными и двухконтактными разъемами.
Акустическая эргономика
У нашего экземпляра корпуса штатный контроллер не позволял управлять скоростью вращения вентиляторов — вероятно, это брак конкретного экземпляра. Поэтому мы измерили уровень шума системы охлаждения корпуса в зависимости от напряжения питания вентиляторов в диапазоне от 5 до 12 вольт — как мы это делаем для обычных корпусов, не имеющих собственных контроллеров.
Уровень шума штатной системы охлаждения изменяется от 25 до 43 дБА при расположении микрофона в ближнем поле.
При питании вентиляторов напряжением 5 В шум находится на низком уровне даже при расположении микрофона в ближнем поле. С ростом напряжения питания уровень шума возрастает, в типовом диапазоне регулирования напряжения 7—11 В шум изменяется от среднего (31 дБА) до высокого (41 дБА) уровня относительно типичных значений для жилых помещений в дневное время суток.
При большем удалении корпуса от пользователя и размещении его, к примеру, на полу под столом шум можно будет охарактеризовать как минимально заметный при питании вентиляторов от 5 В, а при питании от 12 В — как средний для жилого помещения в дневное время суток.
Таким образом, шум изменяется в широких пределах от низкого до высокого в зависимости от режима работы вентилятора, что само по себе уже неплохо.
Итоги
Корпус Formula Air Power G5 EX произвел неоднозначное впечатление. Неплохое и довольно тяжелое «железо» применено для изготовления сравнительно бюджетной конструкции. В частности, здесь много пылевых фильтров, но их качество и удобство обслуживания не всегда на высоте. Никаких дополнительных элементов внутри корпуса, повышающих удобство при сборке системы, также нет, хотя можно отметить удобные выштамповки для снятия боковых панелей. Набор накопителей, которые можно установить в корпус штатным образом, вовсе не такой, как указано в характеристиках, он даже скромнее, чем у многих более компактных корпусов. Вероятно, сейчас мало кому требуется установка в компьютер большого количества дисков, хотя иметь собственное файловое хранилище в нынешней ситуации тоже может быть довольно актуально.
В целом, Formula Air Power G5 EX — это довольно простая модель, но увеличенных размеров и местами из более толстой стали. Вариант без контроллера и вентиляторов должен стоить заметно дешевле, и если такой будет в продаже, то и шансов найти своего покупателя у него будет больше.
В заключение предлагаем посмотреть наш видеообзор корпуса Formula Air Power G5 EX: