Как пишет «Коммерсантъ», Вадим Швецов вышел из автомобильного бизнеса — «Соллерс Авто» продан компании, основанной топ-менеджментом автоконцерна. Решение Швецова источник издания объясняет необходимостью смены стратегии концерна, который ориентировался на совместные предприятия с иностранными игроками, что в нынешних российских реалиях неактуально.
«Соллерс Груп» Вадима Швецова продала свой пакет в 76,7% акций «Соллерс Авто» компании «Альтер Инвест», основанной менеджментом концерна. ООО «Альтер Инвест» зарегистрировано 17 июня, 39,5% принадлежат главе УАЗа и «Соллерс Форд» Адилю Ширинову, еще 35,5% у гендиректора «Соллерс Авто» и «Соллерс Груп» Николая Соболева, 20% у заместителя гендиректора «Соллерс Авто» Зои Каики, 5% — у заместителя гендиректора по правовым вопросам «Соллерс Авто» Виктора Хвесеня. Вадим Швецов владел «Соллерс» с 2007 года. По словам источника, сделка закрыта 24 июня и была денежной, исходя из рыночной оценки активов. Официально в компании продажу не комментируют, но исходя из капитализации «Соллерс Авто» 5,8 млрд руб. (по состоянию на 24 июня на Мосбирже), стоимость пакета Вадима Швецова составляла 4,5 млрд руб.
Основной актив «Соллерс Авто» — Ульяновский автомобильный завод. В конце 2021 года компания объявила о завершении реорганизации УАЗа, что аналитики связывали с возможной подготовкой к заключению партнерства с другим производителем — среди кандидатов чиновники называли китайский Chery. Однако 3 июня ЕС ввел санкции в отношении завода, ссылаясь на поставки УАЗ «Патриот» для нужд армии. В отличие от санкций США эти ограничения не экстерриториальные, но коснутся как минимум взаимоотношений с европейскими поставщиками. Помимо УАЗа у «Соллерс Авто» есть СП Ford, на котором собирали Ford Transit, а также СП Isuzu и Mazda, Заволжский моторный завод.
Не на всех иностранных партнеров санкции влияют напрямую, однако они уже приостановили деятельность в РФ, в том числе из-за проблем с логистикой, компонентами и собственного отношения к военным действиям на Украине.
По словам источника, Вадим Швецов постепенно снижал вовлеченность в управлении «Соллерс Авто» после ухода в 2019 году с поста гендиректора, который занимал с момента основания концерна: «Он не принимал участия в отраслевых совещаниях, сконцентрировавшись на других подразделениях «Соллерс Груп», в том числе логистике, и новых проектах — как электрокаршеринг с «Русгидро»».
Кроме того, видение бизнеса «Соллерс Авто» последние годы строилось на создании совместных предприятий, подчеркивает источник, что теперь перестало быть актуальным: «Нужна смена стратегии, а на это — время и силы». Решение не связано с возможными санкциями в отношении владельца, утверждает собеседник «Коммерсанта».
Новые владельцы будут развивать активы, однако вместо СП рассматривают другие варианты взаимодействия, в том числе с китайскими автоконцернами, также продолжится работа над сервисами мобильности, уточнил источник издания.
Эксперт по авторынку Владимир Беспалов считает, что сделка снижает риски для логистического бизнеса «Соллерс Груп» и персонально Вадима Швецова. Для «Соллерс Авто» сейчас наиболее актуален вопрос стратегии, потому что проблема обновления модельного ряда УАЗа остается острой, подчеркивает Владимир Беспалов. При этом он полагает, что бизнес СП с Ford и Mazda, очевидно, «какое-то время будет поставлен на паузу», поскольку необходимо решить возникшие из-за санкций технические и юридические вопросы.