Октябрьский районный суд Томска вынес приговор горожанину Белоусу Г.В. — 3 года ограничения свободы. Причиной стало использование им защищённого мессенджера Vipole, который скрывает данные о пользователе. Как отмечается, обвиняемый нашёл и установил «вредоносную программу» Vipole, которая, согласно заявлению пресс-службы суда, вмешалась в работу систем защиты.
«В результате использования вредоносной компьютерной программы были нейтрализованы средства защиты компьютерной информации, выразившиеся в невозможности однозначной идентификации пользователя и его сетевой активности в сети «Интернет», в том числе провайдером, оказывавшим услуги связи, включая доступ к сети «Интернет» по месту жительства», — говорится в сообщении.
По данным суда, Белоус Г.В. использовал Vipole в 2018–2020 годах, из-за чего провайдер «Ростелеком» не мог идентифицировать его. На данный момент пользователя признали виновным по части 1 статьи 273 УК РФ и назначили приговор — 3 года ограничения свободы. То есть пользователь не может выезжать за пределы Томска и менять место жительства без согласия надзорных органов. Правда, решение ещё не вступило в силу, его можно обжаловать.
При этом партнер юридической фирмы «Надмитов, Иванов и партнеры» руководитель административной и уголовно-правовой практики фирмы в экономической сфере Булат Тугутов пояснил, что закон не запрещает скачивать такую программу.
«Важен факт ее использования, чтобы быть невидимым в интернете. Использование — это непосредственное применение этой программы по назначению, которая направлена в данном случае на блокирование и нейтрализацию средства компьютерной защиты», — заявил Тугутов.
А партнёр коллегии адвокатов Pen & Paper Вадим Клювгант уточнил, что приговор суда может стать неприятным прецедентом.
«В данном случае вредоносность компьютерной программы «обоснована» невозможностью идентифицировать ее пользователя. Такое «обоснование» трудно назвать иначе, чем издевкой над здравым смыслом, в том числе — смыслом, заложенным в диспозицию статьи 273 УК. Опасность того, что созданный прецедент положит начало подобной противоправной практике применения этой статьи, усугубляется ещё и тем, что приговор постановлен в особом порядке. А это значит, что его можно обжаловать только по ограниченному кругу оснований, в который не входит несоответствие выводов суда установленным фактическим обстоятельствам», — сообщил он.
Важно отметить, что Белоус признал вину, то есть теперь обвинению не нужно доказывать и обосновывать опасность программы.
«Статья криминализирует нейтрализацию средств защиты компьютерной информации. Видится сомнительным, что использование анонимайзера нейтрализует «средства защиты компьютерной информации», статья ориентирована на создание вирусов, а не использование программного обеспечения», — заявил адвокат «Правовой группы» Владимир Шалаев.
При этом появилась реакция и со стороны официальных органов. Издание «РИА Томск» опубликовало комментарий представителя областной прокуратуры. В СМИ заявили, что «дать полное название программы в ведомстве отказались, так как её можно найти в даркнете». Однако название есть в материалах суда на сайте.
А редакция vtomske.ru получила иной комментарий от представителей областной прокуратуры. Там заявили, что мессенджер вообще не относится к делу, просто его название похоже на название другой программы, которая и стала причиной судебного разбирательства. Эта неназванная программа популярна среди хакеров, её нет в открытом доступе. Почему в приговоре указан именно мессенджер, прокуратура затруднилась пояснить.
Сам мессенджер Vipole — это бесплатное кроссплатформенное приложение с мощными системами безопасности и шифрованием всего и вся. Серверы размещены в Нидерландах.