Издание «Коммерсантъ» приводит интересные подробности о том, как компании, не избавившиеся от российских активов, могут запустить производство в стране: для этого они начинают осваивать непрямые схемы поставок. Один из вариантов — экспорт продукции в ЕАЭС, с тем, чтобы затем вернуть ее в Россию через параллельный импорт. В результате производитель может официально заявить об отказе от поставок на российский рынок. По данным «Коммерсантъ», такую схему уже использует Samsung.
Источник издания, близкий к правительству, рассказал, что зарубежные компании, которые продолжают производить электронику в России, планируют официально вывозить ее для продажи в страны ЕАЭС (кроме России в него входят Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия), чтобы снять хотя бы часть риска вторичных санкций. Затем техника будет возвращаться для продажи в РФ путем параллельного импорта.
Так, в частности, уже начал работать завод Samsung в Калужской области, который производил большую часть всех продаваемых в России телевизоров бренда и ряд позиций бытовой техники. О том, что завод компании частично возобновил работу, сообщалось еще в начале июня. По словам источника «Коммерсантъ», на заводе Samsung лежат собранные телевизоры, которые вендор не позволяет продавать в России, «предполагается, что их могут экспортировать в страны СНГ, после чего ввозить по схеме параллельного импорта».
Аналогично, по его словам, могут поступить и другие производители. Источник полагает, что продажа местных предприятий остается «менее предпочтительным вариантом». Хотя таких примеров все больше. Так, недавно американская Whirlpool объявила, что продаст российские активы (АО «Индезит Интернэшнл» и ООО «Вирлпул Рус») турецкой Arcelik.
Российский завод Samsung работает, но «неизвестно, на каких компонентах, официально сейчас южнокорейская компания не поставляет запчасти», говорит глава российского представительства Candy-Hoover Group (входит в китайскую Haier group) Глеб Мишин. Он подтверждает, что запасы телевизоров в России Samsung продает в страны СНГ, но, возвращается ли эта техника на отечественный рынок, Мишин не знает.
По оценке аналитика «Финама» Леонида Делицына, доля российского рынка в продажах телевизоров Samsung составляет 3,2%, а годовая выручка от их реализации достигает 60 миллиардов рублей.
У менеджмента Samsung есть ключевые показатели эффективности, и «вряд ли в их число входит сокращение бизнеса в России», полагает он. Преподаватель Moscow Digital School Анатолий Семенов, считает, что схема с реализацией произведенного в России товара как ввезенного через параллельный импорт «очень жизнеспособна», «поведение Samsung понятно — компании необходимо и показать приверженность санкциям, и сохранить бизнес в России». Это разумная тактика, которой будут придерживаться большинство вендоров, считает эксперт.
Но остается вопрос поддержания производства, которое полностью зависит от иностранных комплектующих, подчеркивает партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Сергей Учитель. Поэтому, по его мнению, и Samsung, и другим производителям «рано или поздно придется принимать решение — остается он в России или нет, а если остается, то в каком формате».