Платформа Национальной технологической инициативы сообщила о том, что российские ученые успешно провели стендовые испытания новых двигателей для сверхлегких ракет-носителей и межорбитального буксира. Создание их летных образцов ожидается в 2025 году.
Разработка новых двигателей – часть плана подготовки проекта «Космос 2.0», предполагающего создание возможностей выведения груза до 250 килограммов на околоземную орбиту.
«В этом году мы провели успешные огневые испытания водородного жидкостного двигателя малой тяги для малого орбитального разгонного блока. В нем реализуется инновационная схема «газ + газ». Для этого была разработана конструктивная схема, отработаны технологии изготовления. Испытания широкодиапазонного двигателя для ракет-носителей, [в свою очередь], показали преимущество по удельному импульсу разработанной схемы перед традиционным жидкостным ракетным двигателем с соплом Лаваля на высотах до 20 км», – сказал Игорь Волобуев, генеральный директор компании «ВНХ-Энерго», которая совместно с Балтийским государственным техническим университетом «Военмех» им. Д. Ф. Устинова (г. Санкт-Петербург) тестирует разработки.
Волобуев пояснил, что преимущество широкодиапазонного двигателя заключается в том, что он может работать в режимах, близких к расчетным, как у поверхности Земли, так и в безвоздушном пространстве – давление на срезе сопла примерно равно давлению в окружающей среде. Поэтому при полете в космосе такой двигатель формирует компактную струю, которая не загрязняет элементы конструкции и приборы спутника.
Разработка малых разгонных блоков необходима для развертывания многоспутниковых группировок связи и дистанционного зондирования Земли, что будет способствовать усилению обороноспособности страны, а также позволит сделать доступнее данные для сельского хозяйства, геодезии, картографирования, мониторинга поверхности Земли и атмосферы.
«Двигатели создаются в рамках проекта по созданию малого разгонного блока или так называемого космического буксира. Пока в планах разработчиков – создать экспериментальные стендовые образцы основных систем – в 2023 году, опытный образец малого разгонного блока — в 2024 году, летный коммерческий образец – в 2025 году», – пояснили в пресс-службе Платформы НТИ.