В России создали новую технологию для улучшения водоотталкивающих свойств обшивки самолетов, которая предполагает создание в приповерхностном слое микрорельефа, не позволяющим каплям закрепляться на обшивке. Ученые из Московского авиационного института (МАИ) и Института физической химии и электрохимии им. А.Н. Фрумкина РАН считают, что технология позволит повысить надежность конструкции самолетов.
«Применение разработки охватывает сферы, где традиционные способы защиты имеют ограничения или малоэффективны. Например, с их помощью можно увеличить надежность критически важных элементов системы управления. Например, элеронов и закрылок», — заявил инженер кафедры «Проектирование и сертификация авиационной техники» МАИ Илья Жигулин.
Это покрытие позволит избежать обледенения датчиков, которые расположены на корпусе самолетов. Их обледенение может привести к потере ориентации и аварийной ситуации.
«Обработанные поверхности представляют собой шероховатости, рельеф которых изменяется на микро-, субмикро- и наноуровнях. Они создают большую площадь поверхности одновременно с малыми точками опоры. При контакте с таким материалом капля воды принимает форму, близкую к шарообразной, и соскальзывает», — добавил ведущий научный сотрудник Лаборатории поверхностных сил ИФХЭ РАН Кирилл Емельяненко.
Ученые рассказали, что помощью наносекундной лазерной обработки алюминия формируется приповерхностный рельеф, после чего сверху наносят слой из органических молекул, которые препятствует контакту воды с металлом.