В России создали крыло самолета с подвижной обшивкой, оснащенное механизмом, позволяющим несущей поверхности менять свою форму, сохраняя гладкость. Это позволяет гибко управлять режимами полета.
«Решение задачи достигается тем, что крыло содержит цепочку из соединенных друг с другом рычажных механизмов. Они связаны с обшивкой специальными спицами. При изменении геометрии одного из звеньев цепи, остальные изменяются таким же образом. Это дает изгиб поверхности крыла на заданную кривизну. Вместе с тем сумма углов между рычажными механизмами остается прежней, поэтому обшивка может гнуться, но не растягивается и не сморщивается», — объясняет один из авторов разработки, начальник отдела аэрофизики многофазных течений, разреженных газов и плазмы Иван Амелюшкин.
Такая конструкция позволит менять скорость и выполнять эффективные маневры во время полета. Кроме того, это позволит совершать плавный взлет и посадку.
«Наша конструкция позволяет объединить и крыло, и закрылки, и элероны — то есть неподвижные и подвижные части. При этом предложенная геометрия дает возможность эффективно разместить топливные баки, приводы, проводку и прочую необходимую инженерию. Крыло получается легким, прочным и функциональным», — добавил соавтор разработки инженер ЦАГИ Олег Дружинин.
Российские конструкторы заявили, что крылья с подвижной обшивкой можно использовать не только для самолетов, но и для подводных планеров, которые смогут выполнять сложные маневры под водой.