Как пишет издание «Известия» со ссылкой на два источника, знакомых с ситуацией, 30 декабря текущего года Росавиация выдаст сертификат на первый российский тяжелый гражданский беспилотник БАС-200. Но это будет сертификат ограниченной категории — вертолёт нельзя будет использовать в коммерческой доставке грузов, для чего он и предназначался.
Все дело в том, что программа сертификационных работ по этому вертолёту выполнена менее чем на 10%, а из необходимых 200 часов налёта есть менее 10 часов. Суммарный же налёт всех созданных БАС-200 не превышает 50 часов.
«Это будет символический документ. Осуществлять коммерческую доставку грузов с ним будет нельзя, хотя изначально этот беспилотник для этого и создавался (его эксплуатацию планировала «Почта России»). По отдельному согласованию с Росавиацией с его помощью можно будет выполнять только авиаработы», — пояснил источник. К таким авиаработам относится аэрофотосъемка, лётная проверка наземных объектов, работа в лесном хозяйстве.
Проблема с сертификацией состоит в том, что в БАС-200 используется множество иностранных деталей (в том числе и двигатель), доступа к которым нет.
«Ресурс этого двигателя ограничен — 100 часов. А для того, чтобы Росавиация зачла 200 часов полётов, на практике придется налетать вдвое больше. Кроме того, на нем просто боятся летать и разбить еще один экземпляр, потому что не знают все его ограничения», — объяснил источник, знакомый с ходом сертификации БАС-200.
Холдинг «Вертолёты России» в 2021 году планировали локализовать БАС-200 в стране, но пока, по словам источника, запуск производства вертолета находится в зачаточном состоянии.
Организаций, заинтересованных в эксплуатации БАС-200, пока нет: недостаточно просто сертифицировать машину — нужно еще обучить операторов:
«Росавиация и «Вертолёты» должны сформировать и утвердить учебную программу, наделить полномочиями по обучению какое-то заведение, подготовить внешних пилотов. Разговор о коммерческом использовании дронов в России пока не предметный», — сказал собеседник «Известий».