Минэкономразвития подготовило проект постановления, устанавливающего правовой режим для экспериментальной эксплуатации беспилотных автомобилей. Документ опубликован на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.
Согласно проекту, беспилотные автомобили будут разделены на две группы: в первую входят транспортные средства, в которых постоянно находится водитель-испытатель — на водительском или переднем пассажирском месте. Ко второй отнесены машины, которые двигаются в полностью автономном режиме и удаленно контролируются оператором.
Автономные транспортные средства должны быть оборудованы камерами, в постоянном режиме записывающими обстановку вокруг, а также действия водителя-испытателя (для ТС первой группы). Автомобиль первой группы должен оставаться в автоматизированном режиме до тех пор, пока водитель-испытатель не примет управление им. Авто второй группы должны предоставлять оператору возможность осуществлять дистанционный выбор маршрута, а также мест остановки ТС.
Помимо знака «Автономное вождение» (белый треугольник с буквой А), на правой стороне беспилотника должен быть указан номер телефона. По нему можно связаться с компанией, осуществляющей тестовую эксплуатацию машины. Например, в случае ДТП или если сотрудник полиции захочет остановить беспилотник.
Отдельные требования предъявляются к водителям-испытателям беспилотных автомобилей. В частности, стаж вождения у них должен быть не менее трех лет. Кроме того, откажут кандидатам, которые за последние три года были лишены прав. Водитель обязан незамедлительно принять управление, если автоматика сигнализировала о выходе за пределы территории штатной эксплуатации, сбое или для предотвращения аварийной ситуации.
Согласно документу Минэка, экспериментальный режим эксплуатации предполагает «оказание услуг по перевозке грузов, пассажиров и багажа третьим лицам с использованием высокоавтоматизированных транспортных средств, в том числе на возмездной основе». Однако к грузоперевозкам компания-эксплуатант вправе приступить только после двух месяцев тестирования автомобилей «порожняком». А возить пассажиров допускается только спустя полгода тестовых поездок и лишь на автомобилях категории М1 (не более восьми мест). При этом компании не требуется получать разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси.
Подготовленный Минэком документ предполагает повышенную финансовую ответственность эксплуатантов беспилотников в случае ДТП.
«Субъект экспериментального правового режима обязан застраховать и поддерживать застрахованным в течение всего срока действия экспериментального правового режима риск ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц, в пользу третьих лиц на сумму не менее 10 млн рублей в отношении каждого высокоавтоматизированного транспортного средства», — говорится в тексте постановления.
В Министерстве экономического развития пояснили, что любая авария с участием беспилотника будет оформляться согласно ПДД. В ведомстве также отметили, что находящийся в салоне водитель-испытатель может быть привлечен к ответственности, если не предпринял необходимых мер для избежания аварийной ситуации.
Если же авария произошла с участием беспилотного автомобиля второй группы, то оператор понесет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью участников происшествия только при условии, что он допустил ошибки. Например, неверно изменил маршрут или применил режим экстренного торможения.
Проект постановления правительства предусматривает возможность тестирования беспилотных транспортных средств в 41 регионе страны — в Москве и Санкт-Петербурге, Республиках Адыгея, Башкортостан, Бурятия, Крым, Татарстан и Чувашия. Также автономные автомобили появятся на дорогах Забайкальского, Краснодарского, Красноярского, Приморского и Хабаровского краев, Московской, Ленинградской, Амурской, Владимирской, Воронежской, Иркутской, Кемеровской, Курганской, Липецкой, Мурманской, Нижегородской, Новгородской, Новосибирской, Омской, Оренбургской, Пензенской, Ростовской, Самарской, Свердловской, Смоленской, Тверской, Томской, Тульской, Тюменской и Челябинской областей, Еврейской автономной области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов. Конкретные дороги и зоны, где будет проходить такое тестирование, определит Министерство транспорта по согласованию с региональными властями, МВД и ФСО.
Для запуска эксперимента многим регионам придется сначала серьезно поработать над дорожной инфраструктурой, считают эксперты. Беспилотный транспорт ориентируется на разметку, распознавая ее при помощи лидаров и камер, напоминает вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин.
«Сомневаюсь, что беспилотник распознает полустертую разметку где-нибудь в Забайкалье», — заявил он.
Запуск беспилотных автомобилей на дорогах общего пользования даже в тестовом режиме потребует внесения изменений в ПДД и КоАП, уверен адвокат движения «Свобода выбора» Сергей Радько.
«В случае, когда в беспилотном автомобиле находится водитель, особых проблем нет: водитель на месте, он установлен. Но как быть, если оператор находится за монитором и удаленно контролирует работу беспилотника?», — задается вопросом юрист. По его мнению, оператор также должен юридически признаваться водителем и нести ответственность, если из-за его невнимательности беспилотный автомобиль нарушит ПДД или станет участником аварии.
В Министерстве экономического развития затруднились назвать сроки, когда будет запущен этот эксперимент. В ведомстве отметили, что проект постановления правительства еще должен быть изучен Минтрансом, Минпромторгом и МВД, согласован с региональными властями и предпринимательским сообществом.