Ученые Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н.Е. Жуковского (ЦАГИ) работают над одним из перспективных проектов гражданской авиации – тяжелым транспортным самолетом «Слон». В настоящее время проводится совершенствование его аэродинамической компоновки и апробация ряда новых технических решений.
Для того чтобы повысить топливную эффективность и улучшить эксплуатационные свойства самолета, специалисты института разработали и изготовили ряд модификаций. Это различные варианты законцовок крыла, альтернативное поперечное сечение фюзеляжа, уменьшенный по размерам обтекатель стыка крыла с фюзеляжем и новые пилоны с мотогондолами.
Особое внимание в ходе испытаний уделялось законцовкам крыла. Применение серповидных и удлиненных концевых аэродинамических поверхностей показало ожидаемый рост аэродинамического качества «Слона» на крейсерских режимах полета. Также были исследованы укороченные варианты законцовок.
«На данном этапе исследований однозначный выбор между вариантами законцовок делать рано. Для первых двух типов в дальнейшем потребуется устанавливать на крыло механизм складывания. Это сделает самолет тяжелее, сложнее в исполнении и дороже в производстве. Но их внедрение, безусловно, положительно скажется на его аэродинамике в целом. Применение укороченных законцовок приведет к незначительному снижению дальности полета, но в то же время позволит облегчить массу конструкции. При этом сохранятся несущие свойства крыла. Сокращение размаха крыла позволит летательному аппарату базироваться в большем числе аэропортов», – рассказал научный сотрудник Центра комплексной интеграции технологий ФАУ «ЦАГИ» Александр Крутов.
Испытания также показали, что расширение транспортных возможностей самолета, связанное с увеличением размеров фюзеляжа, не влечет за собой существенного ухудшения аэродинамических характеристик.
«Слон» должен прийти на смену тяжелому транспортному самолету Ан-124 «Руслан». Он будет предназначен для перевозки тяжелых и крупногабаритных грузов на расстояние порядка 7 тыс. км со скоростью 850 км/ч. Потребная длина взлетно-посадочной полосы – 3 км. Максимальная коммерческая нагрузка – 180 т (для сравнения у Ан-124 – 120 т). «Слон» проектируется под российские перспективные двухконтурные турбореактивные двигатели ПД-35.