В головном экономическом научно-исследовательском институте Роскосмоса — «Организации «Агат»» — сообщили, что массового суборбитального туризма при существующих технологиях ждать не стоит. Вместе с тем, институт прогнозирует снижение стоимости полетов по мере развития технологий.
Как пояснили в институте Роскосмоса, доступность туризма, особенно космического или суборбитального, сопоставима с доступностью предметов роскоши. «Говорить об их доступности для среднестатистического жителя, например, Швейцарии, не приходится, как и не приходится говорить о доступности среднестатистическому жителю оплатить подготовку и восхождение на Эверест», — считают там.
Когда стоимость космических путешествий будет доступна человеку со средними доходами, подчеркнули в «Агате», ракетные системы «превратятся из экзотики для туристов в средства общественного транспорта».
Сейчас, напомнили в институте Роскосмоса, несколько компаний развивают суборбитальный туризм (например, Virgin Galactic и Blue Origin). Он отличается от космического, подразумевающего посещение орбитальной станции. В «Агате» отметили, что космический туризм обеспечивают специализированные компании, как, например, Space Adventures. «Для предприятий, обеспечивающих подготовку и запуск туристов, этот вид бизнеса является важным и выгодным сегментом, но сам по себе, без государственных задач и соответственно вложений, не способен обеспечить окупаемость опытно-конструкторских работ по созданию транспортной системы», — добавили там.
Российская сторона и Space Adventures отправили первого туриста в космос в 2001 году — на орбиту полетел Денис Тито. Всего в космосе по их контрактам на сегодняшний день побывали девять космических туристов (один дважды). Последний полет по программе состоялся в декабре 2021 года. В 2015 году также по контракту Роскосмоса и Space Adventures должна была отправиться в космос певица Сара Брайтман, однако она прервала подготовку и отказалась от полета, сославшись на семейные обстоятельства.
И хотя в Роскосмосе пока не особо верят в космический туризм, в Китае в этом видят золотую жилу. Местная компания CAS Space строит ракету с пятью двигателями, предназначенную специально для целей космического туризма.