Стартап Uzum, занимающийся онлайн-коммерцией, финансовыми технологиями и доставкой еды в Узбекистане, привлёк финансирование в размере $114 000 000, став первым «единорогом» в стране со стоимостью в $1,16 миллиарда.
Согласно данным правительства Узбекистана, страна представляет благоприятную среду для стартапов, учитывая достаточно молодую аудиторию — около 60% населения состоит более чем из 35 миллионов человек моложе 30 лет. В стране также наблюдается почти 100% уровень грамотности (по данным правительства), более 76% проникновения интернета и более 75% проникновения смартфонов. В 2020 году в Узбекистане было зарегистрировано около 1200 стартапов, из которых 85% находились на начальном этапе развития. Согласно Азиатскому банку развития, финтех-стартапы составляли 30% рынка, что являлось самым большим сегментом, а стартапы электронной коммерции — 27%.
Несмотря на это, существует недостаток услуг электронной коммерции, что может быть одной из причин низкой доли онлайн-торговли — всего 2,2% от общего объёма розничного рынка Узбекистана по данным компании KPMG на декабрь 2022 года. По словам основателя и генерального директора Uzum Джасура Джумаевa, ранее узбеки совершали онлайн-покупки через социальные сети, такие как Instagram, TikTok и Telegram. Покупатели общались с продавцами преимущественно через группы в социальных сетях, однако у этих продавцов было ограниченное количество товаров и они не имели логистической поддержки.
Джумаев увидел потенциал создать в Узбекистане то, что сделал Amazon во многих других странах — рынок, предлагающий комплексную логистику и доставку. Компания Uzum начала с создания логистических систем, автопарка и пунктов выдачи заказов, обеспечивающих доставку на следующий день. Торговая площадка была запущена в октябре 2022 года, на данный момент у неё более 8 миллионов активных пользователей в месяц и более 9000 продавцов, предлагающих более 600 000 товаров. Для сравнения: на крупнейшем уличном базаре в стране ежедневно продаётся около 70 000 товаров. За первый полный год работы стартап зарегистрировал общую стоимость товаров в размере $150 000 000 и ожидает, что в этом году оборот достигнет минимум $300 000 000.
Вскоре после успешного запуска на рынке, компания Uzum вошла в сферу финансовых технологий с предложением «покупай сейчас — плати потом» (BNPL). По словам Джумаева, около 45–50% транзакций электронной коммерции приходится на BNPL. Uzum также расширила свою деятельность на сферу доставки еды и создала цифровой банк.
В рамках раунда серии A Uzum привлекла $52 000 000 в акционерном капитале и оставшиеся $62 000 000 в виде долговых обязательств. В финансировании приняли участие FinSight Ventures, Xanara Investment Management и руководство Uzum. Инвесторы в рамках данного раунда получили менее 5% доли в стартапе, который впервые привлёк внешнее финансирование. В текущем году стартап также планирует привлечь около $200 000 000 в рамках раунда серии B от инвесторов из Ближнего Востока, Великобритании и США.
Uzum планирует использовать две трети нового финансирования для развития своего финтех-сегмента и одну треть для развития электронной коммерции. В планах стартапа — разработка продуктов для беззалогового кредитования для физических лиц, а также малого и среднего бизнеса. Компания также планирует инвестиции в собственную IT-инфраструктуру и логистические системы.
К концу текущего года Uzum планирует объединить все свои предложения в двух суперприложениях: одно будет ориентировано на потребительский сегмент, а другое — на бизнес-сектор. Также в июне у стартапа запланирован запуск «крупнейшего» логистического комплекса для электронной коммерции в стране. Изначально была запланирована площадь около 112 000 квадратных метров, однако в ближайшие годы планируется расширить её более чем до 500 000 квадратных метров.