Издание «Известия» опубликовало подробности о планах по завоеванию российского рынка иранским автопроизводителем Iran Khodro. В частности, названа первая модель, которая будет экспортироваться в Россию: Iran Khodro Tara можно будет купить уже в текущем году.
«Автомобиль Tara скоро будет экспортирован в Россию и, согласно проведенным нами исследованиям, будет хорошо принят. В области экспорта коммерческих и большегрузных автомобилей с этой страной также заключены хорошие соглашения», — рассказал журналистам ресурса automobilefarsi.com директор промышленной группы Iran Khodro Мехди Хатиби. Ожидается, что седан Tara покажут в Москве уже на следующей неделе — на выставке запчастей и автокомпонентов MIMS Automobility Moscow, которая стартует 22 августа.
Tara — один из самых современных седанов в линейке Iran Khodro, насколько это в принципе возможно для производителя, давно находящегося под санкциями. Tara построен на платформе Peugeot 301 — концерн PSA возобновил сотрудничество с Iran Khodro в 2016 году, когда санкции против исламской республики были ненадолго смягчены.
Французы умеют делать просторные бюджетные автомобили, достаточно вспомнить Peugeot 408 и Citroen C-Elysee. И Peugeot 301, а, следовательно, и Tara – не исключение. Длина автомобиля составляет 4519 мм – он длиннее Lada Vesta, Kia Rio и Skoda Rapid. Больше у иранского седана и колесная база (2652 мм). Под капотом —атмосферный двигатель объемом 1,6 л, который своими параметрами (113 л.с. и 144 Нм) очень напоминает Renault H4M, устанавливавшийся на российские авто Renault и даже на модели АвтоВАЗа (например, некоторые Vesta из последней партии укомплектованы этим двигателем). ДВС сочетается либо с 6-ступенчатой МКПП, либо с 6-ступенчатой АКПП.
Tara неплохо оснащен — полностью дисковые тормоза, круиз-контроль, четыре подушки безопасности, мультимедийная система. В ноябре обещают добавить такие опции, как датчик открывания багажника под бампером, подогрев передних сидений, подлокотник на заднем ряду. В будущем седан получит новый 3-цилиндровый мотор местной разработки и роботизированную КПП вместо «автомата». А также обзаведется электрической версией. Пока же объем производства Tara невысок. Цены в Иране — 800–850 млн риалов, что составляет примерно 1,16–1,23 млн рублей по актуальному курсу. Учитывая, что куда более тесная Granta продается за 1 миллион рублей, стоимость за более просторный и лучше оснащенный седан на проверенной платформе, да еще и с АКПП, кажется вполне адекватной.
Второй моделью Iran Khodro на российском рынке может стать первый иранский кроссовер Rira — модель представили в июле. У автомобиля вполне современная внешность с двухэтажной оптикой в стиле Hyundai Santa Fe. Внутри сдвоенные экраны приборной панели и мультимедийной системы.
Представленный в качестве прототипа Rira очень похож на китайский кроссовер Haima 8S, крупноузловую сборку которого IKCO организует на заводе в Хорасане. Иранская новинка меньше: 4296 х 1768 х 1620 мм при колесной базе 2590 мм и построена на той же французской платформе IKP1, что и седан Tara.
Rira получит модернизированный турбомотор EF7 (190 л.с.) в паре с 6-ступенчатой МКПП или АКПП с тем же количеством ступеней. Привод — только передним, заявленный клиренс — всего 158 мм. Оснащение — богатое для местного рынка: полный комплект подушек безопасности, 17-дюймовые колеса, передние сиденья с подогревом, вентиляцией и кожаной обивкой.
У новых моделей из Ирана есть шансы и в России, если цена окажется не слишком высокой, считает независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев. По его мнению, для успеха иранцам следует постараться не поднимать стоимость своего седана выше 1–1,2 млн рублей, а кроссовера — выше 1,5–1,7 млн рублей. В этом случае вероятность успеха Iran Khodro в нашей стране увеличивается многократно, даже несмотря на новизну бренда для покупателей, считает он. Более высокая стоимость автомобилей может отпугнуть потенциальных потребителей, полагает эксперт.
Iran Khodro считают российский рынок очень важным. «Российский рынок с его возможностями станет одним из наших ключевых», — сказал Мехди Хатиби.
Не исключено, что иранская компания начнет сборку своих авто в России — это позволило бы еще больше снизить их стоимость. Бургазлиев считает, в нынешних условиях наиболее верным шагом будет организация производства иранских автомобилей на одном из простаивающих российских предприятий. Автозавод в Ижевске с современным оборудованием, позволяющим достаточно быстро наладить полноценный выпуск машин, был бы оптимальным вариантом для иранского автопроизводителя. Однако вряд ли «АвтоВАЗ», которому принадлежит эта производственная площадка, пойдет на сотрудничество с потенциальным конкурентом, полагает эксперт.
«Iran Khodro может организовать выпуск на мощностях ГАЗа, простаивающих после остановки производства Skoda и Volkswagen. Калининградский «Автотор», который также имеет незагруженные производственные мощности, тоже с радостью бы принял иранского автопроизводителя», — полагает эксперт.
С учетом заявлений руководства Iran Khodro о возможном выводе на российский рынок не только легковых, но и легких коммерческих моделей для выпуска последних идеально подходит завод Sollers в Елабуге, где до недавнего времени собирались фургоны Ford Transit, отметил Сергей Бургазлиев.