Сегодня стало известно о том, что Россия выйдет из проекта МКС после 2024 года (у Роскосмоса есть разрешение правительства на работу по проекту МКС до 2024 года), а что будет в течение нескольких последующих лет с российской пилотируемой космонавтикой — не совсем понятно, так как строительство национальной орбитальной станции начнется только в 2028 году. Об этом в интервью журналу «Русский космос» рассказал руководитель полета российского сегмента МКС, генконструктор по пилотируемым космическим системам и комплексам РФ, генконструктор Ракетно-космической корпорации «Энергия» Владимир Соловьев.
«Мы предлагаем ее строить двумя этапами. Если решение о ее строительстве будет принято до конца года, то первый этап начнется в 2028 году с запуска ракетой-носителем «Ангара-А5М» научно-энергетического модуля», — сказал он.
По словам Соловьева, НЭМ необходимо будет дооснастить различными системами, в том числе блоком гиродинов (устройства, применяемые для высокоточной стабилизации и ориентации космических аппаратов), чтобы получить возможность использовать его несколько лет в качестве основного модуля. К нему на ракете «Ангара-А5М» с космодрома Восточный будут запущены в одной связке узловой и шлюзовой модули.
«Узловой модуль оснащен шестью стыковочными узлами. Он будет почти аналогичен узловому модулю «Причал», который в прошлом году был доставлен на МКС. Шлюзовой модуль предоставляет возможность выхода из него для работ в открытом космосе. После стыковки в 2028 году узлового модуля можно будет с Байконура отправить ракетой-носителем «Союз-2.1б» на корабле типа «Союз» первый экипаж. Он сможет расконсервировать станцию и уже начать первые исследования и эксперименты», — сообщил руководитель полета российского сегмента МКС.
Как указал генконструктор, по возвращении экипажа на Землю РОСС будет работать в автоматическом режиме. Затем к станции должен прибыть базовый модуль такого же типоразмера, что и НЭМ, с такими же мощными солнечными батареями. «Комплект батарей, размещенных на НЭМ и базовом модуле, позволит вырабатывать электрическую мощность до 55 кВт, что даст хороший энергетический потенциал, достаточный для разных, в том числе энергоемких, радиолокационных наблюдений и экспериментов», — подчеркнул Соловьев.
В базовом модуле, вероятнее всего, как и в НЭМ, будут установлены две каюты и туалет для космонавтов. Это позволит создать комфортные условия для экипажа из четырех человек. При этом РОСС достигнет массы около 55 тонн и будет иметь герметичный объем 217 куб. м. Первый этап на этом завершается к 2030 году. «Мы предполагаем, что в начале строительства экипажи будут посещать РОСС два раза в год, грузы будут доставляться грузовыми кораблями серии «Прогресс», запускаемыми ракетами-носителями «Союз-2.1б», — заключил генконструктор РКК «Энергия».