На днях частная японская компания Astroscale опубликовала изображения космического мусора, дрейфующего на орбите Земли в течение многих лет. Эти снимки были сделаны с расстояния всего 50 метров спутником ADRAS-J, разработанным Astroscale специально для изучения и потенциального удаления орбитального мусора.
В сообщении, опубликованном 14 июня, представителя Astroscale написали, что ADRAS-J завершил безопасный и контролируемый подход к ступни, размеры которой составляет 11 на 4 метра. Это изображение получено ADRAS-J, когда он удерживал фиксированное положение относительно верхней ступени, написано в публикации с дополнением, что спутник вскоре попытается сделать дополнительные снимки цели после операций сближения.
На изображении запечатлена отработанная верхняя ступень заброшенной японской ракеты, которая в 2009 году вывела на орбиту спутник наблюдения Земли. Снимки фиксируют состояние космического объекта после многолетнего дрейфа в суровых условиях космоса. Несмотря на столь длительное нахождение на орбите, корпус ракеты сохранился относительно невредимым.
Миссия ADRAS-J, сокращение от Active Debris Removal от Astroscale-Japan, была запущена на орбиту 18 февраля этого года. К апрелю 150-килограммовый зонд уже успешно сблизился с верхней ступенью японской ракеты H-2A, которая вывела на орбиту спутник GOSAT в 2009 году. Собранные ADRAS-J данные и изображения помогут оценить состояние космического мусора и отработать технологии его возможного захвата и сведения с орбиты.
Как отметил президент Astroscale Japan Эдди Като, этот проект является важным шагом в решении проблемы космического мусора и создании устойчивой космической среды для будущих поколений. После успешного сближения с ракетой ADRAS-J перейдёт ко второму этапу миссии, который предусматривает захват и удаление корпуса ракеты с помощью роботизированной руки.
ADRAS-J — не первый космический аппарат, сумевший сфотографировать орбитальный мусор крупным планом. В 2003 году спутник XSS-10 Исследовательской лаборатории ВВС США запечатлел верхнюю ступень ракеты Delta II. Однако задачи, стоявшие перед ADRAS-J, были более сложными, поскольку он должен был провести точное маневрирование вокруг объекта.