SpaceX и Blue Origin модифицируют свои пилотируемые посадочные модули программы Artemis для доставки грузов

NASA продолжает активную подготовку к реализации программы Artemis, нацеленной на возвращение человека на Луну после более чем 50-летнего перерыва. В рамках усилий по обеспечению будущих лунных экспедиций необходимой инфраструктурой и средствами передвижения, агентство заключило ряд крупных контрактов на разработку критически важных компонентов.

3 апреля 2023 года NASA подписало три контракта общей стоимостью $4,6 млрд с компаниями Intuitive Machines, Lunar Outpost и Astrolabe. Цель контрактов — провести технико-экономические обоснования для разработки перспективных беспилотных луноходов, которые будут использоваться астронавтами во время миссий программы Artemis на поверхности Луны.

Подобно луноходам, применявшимся во время экспедиций программы Apollo в 60-70-х годах прошлого века, новые не будут герметичными. Это означает, что астронавтам Artemis придется работать в специализированных скафандрах нового поколения xEVA от компании Axiom Space во время выходов на лунную поверхность и использования луноходов.

Тем не менее, разрабатываемые луноходы должны обладать рядом новых возможностей. Во-первых, они должны иметь функцию дистанционного управления, позволяющую проводить исследования в отсутствие экипажа на борту. Во-вторых, луноходы будут оснащены роботизированными манипуляторами для выполнения различных операций и работ на Луне.

Три команды-финалисты, выбранные для дальнейшей проработки концепций луноходов:

  1. Moon RACER (компания Intuitive Machines в качестве главного подрядчика, AVL, Boeing, Michelin, Northrop Grumman)
  2. Lunar Terrain Vehicle (главный подрядчик Lunar Outpost, Lockheed Martin, General Motors, Goodyear, MDA Space)
  3. FLEX (главный подрядчик Astrolabe, Axiom Space, Odyssey Space Research)

По итогам технико-экономических обоснований только одна из этих команд будет отобрана для создания демонстрационного лунохода, который впоследствии будет задействован в миссиях программы Artemis. Победитель контракта также получит право использовать свой луноход для коммерческих миссий, когда он не будет задействован NASA.

SpaceX и Blue Origin модифицируют свои пилотируемые посадочные модули программы Artemis для доставки грузов
Источник: Intuitive Machines

Параллельно с американскими разработками, Япония подписала соглашение с NASA о создании герметичного «Лунного крейсера» (Lunar Cruiser) совместно с автомобильным гигантом Toyota. Этот луноход сможет обеспечивать длительные исследования в районе Южного полюса Луны без необходимости использования скафандров.

Ключевые особенности «Лунного крейсера» в оснащении развёртываемыми солнечными панелями для обеспечения энергией, наличие грузового отсека для размещения научной аппаратуры и оборудования, а также возможность работы внутри лунохода без скафандров, о чем могли только мечтать астронавты миссий «Аполлон». По сути, японский луноход станет передвижным автономным лунным форпостом.

В обмен на разработку, Япония получит возможность отправить своего астронавта в составе одной из будущих пилотируемых экспедиций на Луну в рамках программы Artemis.

Несмотря на то, что Европейское и Канадское космические агентства также подписали соглашения об обмене технологиями с NASA для участия в лунной программе, ожидается, что их миссии не будут включать высадку астронавтов. Таким образом, Япония имеет реальный шанс опередить динамично развивающуюся китайскую лунную программу и стать следующей после США страной, астронавты которой совершат прогулку по Луне. Однако для этого Японии предстоит приложить серьёзные усилия, чтобы успеть реализовать проект к концу этого десятилетия.

SpaceX и Blue Origin модифицируют свои пилотируемые посадочные модули программы Artemis для доставки грузов
Источник: Lunar Outpost

Параллельно с луноходами, NASA также ведет активную работу по обеспечению будущих миссий Artemis надежными средствами доставки грузов на поверхность Луны. Важным шагом стало решение воспользоваться опциями в контрактах с компаниями SpaceX и Blue Origin на преобразование их пилотируемых лунных посадочных модулей в грузовые варианты.

Соответствующие решения были приняты NASA в ноябре 2022 года в рамках контрактов на создание пилотируемых посадочных систем (Human Landing Systems, HLS) для программы Artemis. Теперь помимо разработки пилотируемых вариантов Starship от SpaceX и Blue Moon от Blue Origin, эти компании также создадут грузовые версии своих лунных посадочных модулей для обеспечения будущих беспилотных миссий по доставке грузов на Луну.

Компания Intuitive Machines, выбранная в качестве одного из финалистов для создания нового лунохода, то она планирует использовать собственный посадочный модуль в случае победы в этом конкурсе.

Новые рендеры, предоставленные NASA, дают наглядное представление о масштабах будущих работ по созданию лунной инфраструктуры. На изображениях показаны внушительные погрузочно-разгрузочные краны, предназначенные для обработки больших объёмов сыпучих грузов. Эти средства существенно крупнее, чем простые лифты или трапы, используемые для посадки и высадки экипажей.

SpaceX и Blue Origin модифицируют свои пилотируемые посадочные модули программы Artemis для доставки грузов
Источник: Astrolab

Необходимость в такой тяжелой технике обусловлена планами NASA по строительству постоянной лунной базы, рассчитанной на десятилетия эксплуатации. Помимо обслуживания будущих беспилотных и пилотируемых луноходов, краны понадобятся для доставки и распределения строительных материалов, топлива, специфической аппаратуры и прочих грузов. Планы по созданию постоянного присутствия на Луне открывают возможности для сотрудничества с коммерческими аэрокосмическими компаниями, которые также заинтересованы в освоении Луны.

Компания SpaceX, помимо участия в программе Artemis по доставке астронавтов на Луну, рассматривает возможность строительства собственной лунной базы в качестве промежуточного шага на пути к колонизации Марса. Поэтому инвестиции NASA в создание лунной инфраструктуры выгодны и для SpaceX.

Что касается Blue Origin, то её грузовой лунный посадочный модуль Blue Moon Mark 1 первоначально предназначен для доставки грузов в преддверии пилотируемого корабля Mark 2. Однако с ростом интереса к исследованию и освоению Луны для компании будет выгодно разработать и полноразмерный грузовой посадочный модуль.

Таким образом, контракты NASA с частными компаниями на создание лунной инфраструктуры открывают взаимовыгодные перспективы сотрудничества и продвижения долгосрочных планов по устойчивому присутствию человека на Луне.


Источник