Практически сразу после того, как стало известно о переходе московского завода Renault на баланс Москвы, чиновники разного уровня начали говорить о том, что на предприятии до конца текущего года начнут собирать совершенно новые «Москвичи» — современные, недорогие, и, возможно, даже электрические. Эксперты же сомневались в таком развитии событий: ввиду и его технической вооруженности завода (например, в нем нет цеха штамповки металла), и специализации на конкретных моделях Renault, и, в конце концов, нереальных сроков начала выпуска новой модели. Но сейчас ситуация начала проясняться. Судя по всему, никакой новой модели и не будет.
Как пишут «Известия» со ссылкой на свои источники на авторынке, власти Москвы, Минпромторг и «КамАЗ» ведут переговоры с автоконцернами из Китая о выпуске их автомобилей на освободившемся мощностях бывшего московского завода Renault. Обсуждения идут в том числе с JAC Motors, FAW и BYD. Участвуют в переговорах и другие предприятия из Китая, уточнил один из источников. О том же пишут и «Ведомости»: «КамАЗ» ведет переговоры со своим нынешним партнером, автоконцерном JAC («КамАЗ» Компас — это адаптированный для России китайский JAC N-Series), а московские власти прорабатывают сотрудничество с другим китайским автопроизводителем. В то же время представители российских офисов Haval, Chery и Geely сообщили «Известиям», что их компании не ведут переговоров по бренду «Москвич» или заводу Renault.
По словам собеседников «Известий», речь идет о том, чтобы использовать одну из китайских автоплатформ для новой модели, которая будет выпускаться под брендом самого завода «Москвич». Сейчас там демонтируется часть сварочного цеха — линия для производства кроссоверов Renault Duster будет перенесена в Тольятти, где эту модель продолжит собирать «АвтоВАЗ», но уже под брендом Lada.
Завершить переговоры с потенциальными китайскими партнерами власти планируют в течение двух недель — пока переоформляются документы завода. «Если договориться с компаниями из КНР не получится, то производством займется «КамАЗ» самостоятельно. Но в этом случае ждать выхода автомобиля придется долго, так как у производителя нет своих сертифицированных моделей в легковом сегменте», — объяснил один из собеседников.
Единственная легковая модель, разработкой которой занимаются акционеры «КамАЗа», сегодня существует только в проекте. Это компактный городской электромобиль «Кама». Его прототип показали еще в декабре 2020 года, напомнил эксперт SBS Consulting Дмитрий Бабанский. «Но в краткосрочной перспективе производство «Камы» невозможно. И сам «КамАЗ» говорил, что запуск производства намечен на 2024–2025 годы», — отметил эксперт.
Китайские автомобили JAC, FAW и BYD пока слабо представлены в России. По данным «Автостат Инфо», продажи марки FAW выросли в 2021 году на 10%, до 2199 штук, JAC — почти втрое, до 1791, BYD было ввезено всего 25 штук (в 2020-м не ввозились). Исполнительный директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Удалов затруднился сказать, какую именно модель рассматриваемых для партнерства концернов могут выбрать под будущий «Москвич». «У всех трех марок достаточно широкий модельный ряд. Выбор будет зависеть от того, с кем удастся договориться по условиям, льготам, а также от возможностей по логистике комплектующих, сборке. Скорее всего, на «Москвиче» будет именно сборка, а не производство. Для начала — крупноузловая», — предположил Сергей Удалов.
Дмитрий Бабанский согласен с тем, что глубокая локализация производства на «Москвиче» сейчас вряд ли возможна: например, на заводе нет мощностей по штамповке, а поиск альтернативных поставщиков займет некоторое время. «Поэтому проще, конечно, на начальном этапе поставлять машинокомплекты, чтобы сохранить загрузку завода», — заключил Дмитрий Бабанский.
В общем, никакого нового оригинального «Москвича» не будет — в стране просто нет такого прототипа, который можно было бы поставить на конвейер уже в этом году. Или хотя бы в следующем. Так что с большой долей вероятности новым «Москвичом» станет перелицованный китаец. Какой именно — узнаем в течение пары недель.