Инженеры Иркутского авиазавода, где собирают самолеты МС-21, разработали собственную сверлильную машину с автоматической подачей (СМАП).
Эта машина должна заменить аналогичные аппараты французской фирмы Desoutter, которыми сейчас на заводе сверлят отверстия высокого класса точности в самолетных деталях из алюминия, титана и композитов.
Поставки сверлильных машин Desoutter и запчастей прекратились в 2022 году. Инженеры испытали уже две модификации собственной СМАП. Российская машина оснащена ротационным двигателем, на котором установлен блок импульсной подачи сверла для дробления стружки.
«Для нас эта задача стала вызовом, – отмечает начальник конструкторского бюро по агрегатно-сборочному и заготовительно-штамповочному производству отдела 320 ИАЗ Сергей Сочивка. – Просто скопировать устройство иностранного оборудования и воспроизвести его не представлялось возможным. Инженеру-конструктору пришлось создавать, по сути, новую сверлильную машину, которая была бы эффективна и удобна в эксплуатации».
Российские СМАП планируют использовать на очередном комплекте МС-21.