Эксперты глобальной команды реагирования на киберинциденты «Лаборатории Касперского» (Kaspersky Global Emergency Response Team, GERT) обнаружили мошенническую кампанию, направленную на кражу криптовалюты и личных данных пользователей Windows и macOS по всему миру.
Во вредоносном коде содержатся строки на русском языке. Кроме того, в файлах для загрузки вредоносных программ встречалось слово «Мамонт», которое русскоязычные злоумышленники используют для обозначения жертвы. Эксперты «Лаборатории Касперского» отразили это в названии кампании — Tusk («Бивень»), по аналогии с мамонтами, за которыми охотились ради ценных бивней.
Для кражи данных используются фишинговые ресурсы, инфостилеры и клипперы. Сначала злоумышленники заманивают жертв на фишинговые сайты, которые имитируют дизайн и интерфейс различных легитимных сервисов. Чтобы привлечь их внимание, они используют популярные темы, такие как web3, криптовалюта, искусственный интеллект, онлайн-игры. Некоторые обнаруженные страницы мимикрируют под криптоплатформу, ролевую онлайн-игру и ИИ-переводчик. При внимательном изучении на фишинговых ресурсах можно увидеть небольшие отличия от оригинала, например в названии или URL. Однако в целом они выглядят очень правдоподобно, что повышает вероятность успешной атаки.
Фишинговые ресурсы позволяют выманивать конфиденциальные данные пользователей, например приватные ключи для криптокошельков, а также загружать на устройство жертвы вредоносное ПО. В дальнейшем злоумышленники могли получить доступ к криптокошельку через поддельный сайт и вывести с него средства либо украсть учётные данные, реквизиты кошелька и другую информацию посредством вредоносных программ.
Руководитель центра компетенции по обнаружению и реагированию на инциденты в «Лаборатории Касперского» Кирилл Семёнов рассказал:
Наш анализ показал, что речь идёт о тщательно продуманной кампании. На это, в том числе, указывает то, что атаки состоят из нескольких этапов и взаимосвязаны. За ними может стоять как группа, так и отдельный злоумышленник, преследующий финансовые цели. Благодаря Kaspersky Threat Intelligence Portal мы смогли обнаружить подкампании по разным популярным темам, в том числе криптовалюты, искусственного интеллекта и онлайн-игр, а также по 16 другим. Это говорит о том, что злоумышленники могут быстро адаптироваться к актуальной повестке и использовать её для атак на пользователей.