Госкорпорация «Ростех» не смогла построить три пассажирских самолёта Ту-214 до конца 2023 года в рамках комплексной программы развития авиаотрасли. Входящий в корпорацию Казанский авиационный завод достроит и передаст заказчику только один лайнер в этом году, о чём пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на источники.
При этом сообщается, что этот самолёт не будет использоваться в коммерческих перевозках. Ростех собирается с 2026 года начать испытания версии самолёта с кабиной на двух членов экипажа, на чём настаивал «Аэрофлот». Но на такой самолёт нет твердых контрактов с пассажирскими авиакомпаниями, поэтому источники сомневаются, что проект, который явно конкурирует с МС-21, будет выпускаться в запланированных объёмах. При этом от Ту-214 в варианте с тремя членами экипажа (двумя пилотами и бортинженером) Ростех пока отказываться не планирует. «Такие самолёты будут востребованы у спецзаказчиков», — считают в Ростехе. Компания запланировала поставку нескольких десятков таких лайнеров до конца 2026 года.
Первый самолёт уйдёт спецзаказчику, при этом источники сообщают разные сведения о том, кому именно. Кто-то говорит, что получателем единственного произведённого Ту-214 будет специальный лётный отряд «Россия», который перевозит первых лиц государства, включая президента. Другой собеседник утверждает, что самолёт достанется Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС). В числе заказчиков также упоминались «ЮВТ Аэро» и «Аэрофлот».
Опрошенные эксперты выделяют следующие недостатки Ту-214 по сравнению с самолётом МС-21: низкая топливная эффективность, отсутствие серийного выпуска и меньшая дальность полёта.
«Вероятно, это будет не самый массовый самолёт, но он также востребован в вопросах национальной безопасности и обороны, учитывая его независимость от импорта», — заявил представитель Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Фёдор Борисов.