История с немецким телескопом eROSITA на российской космической обсерваторией «Спектр-РГ» все никак не завершится. Напомним, сначала германская сторона, реагируя на события на Украине, потребовала отключить его. Российские специалисты сделали это, но ученые попросили вернуть eROSITA в строй. На днях Дмитрий Рогозин дал поручение включить немецкий телескоп, но в РАН поспешили выступить с предупреждением: там посчитали, что планы Роскосмоса по самостоятельному использованию телескопа ему повредят.
Так, президент академии Александр Сергеев сообщил «Интерфаксу»: «Наше управление eROSITA – это дело непростое и в каком-то смысле даже рискованное. Потому что не мы этот прибор создавали и не мы его эксплуатировали. Эта техника очень серьезная, уникальная, и у наших ученых есть опасения, сумеем ли мы в принципе правильно управлять? Коллеги выражают обеспокоенность в связи с тем, не испортим ли мы этим прибор».
Естественно, на это не мог не отреагировать Дмитрий Рогозин. Вот что он написал в своем Telegram-канале:
Отключение телескопа производилось не немцами, а российскими специалистами по требованию Германии. Собирали космическую обсерваторию «Спектр-РГ» на российском предприятии российские же инженеры. Запускали ее в космос российские ракетчики и стартовики.
Российским астрономам нужна работающая обсерватория, а не обесточенный кусок железа и стекла, болтающийся в полутора миллионов километров от Земли. Значение результатов работы «Спектр-РГ» колоссально, именно эта обсерватория отслеживает явления в дальнем космосе, которые могут повлиять, в том числе разрушительно, на жизнь на нашей Планете. Поэтому хватит нам плясать под дудку западных истеричных «партнёров» и наших коллаборационистов. С нас хватит того, что Европейское космическое агентство загубило совместную марсианскую исследовательскую миссию «ExoMars», которая была полностью готова к старту в сентябре этого года. Теперь они хотят загубить и «Спектр-РГ».
Нашему научному сообществу и нашей космической индустрии следует действовать слаженно и исключительно в интересах национальной науки и руководствоваться исключительно нашими национальными интересами. Обсерватория должна служить высшей науке, а не капризам мелкотравчатых европейских политиканов, имя которых никто не знает и знать не хочет.
Специалисты Роскосмоса – это профессионалы мирового уровня. Они смогут решить поставленную перед ними задачу, не повредив контур управления немецким телескопом. Придет время, когда немцы нам сами спасибо скажут. Даже если наши собственные критики при этом промолчат.
Надеюсь, что друзья Роскосмоса в РАН и президент Академии Александр Михайлович Сергеев с уважением и пониманием отнесутся к моим доводам.
Очевидно, eROSITA вернется в строй, и довольно скоро. А вот будут ли немцы благодарить за это – большой вопрос.