Российские пассажирские авиакомпании дерегистрировали из реестра Бермуд уже 87 самолетов. Это следует из письма исполняющего обязанности директора департамента госполитики в области гражданскои? авиации Минтранса Дмитрия Степанко в адрес перевозчиков от 8 сентября и данных источников в лизинговых компаниях.
По сведениям министерства, Utair выкупила у иностранных лессоров и европейской «дочки» «СберЛизинга» и сняла с регистрации на Бермудах 27 самолетов (Boeing 737 и Boeing 767). «Аэрофлот» дерегистрировал 17 машин (Boeing 777, Airbus A320 и А330). Последние были выкуплены в мае из финансового лизинга, остальные модели принадлежат структурам российской «Государственной транспортной лизинговой компании» (ГТЛК) и «считаются» дерегистрированными из реестра Бермуд, уточнено в письме Дмитрия Степанко.
Еще пять Boeing сняла с учета на Бермудах «дочка» «Аэрофлота» авиакомпания «Россия». Три Airbus A321 «дебермудизировал» перевозчик «Ямал», один Boeing — NordStar, три Boeing 777 — Red Wings. Еще два Boeing сняла с реестра Бермуд чартерная авиакомпания Azur Air (по данным самого реестра, с регистрации было снято 14 самолетов этого перевозчика), один Boeing — «Газпромавиа». Местному перевозчику из Татарстана «ЮВТ Аэро» удалось снять с иностранного учета семь самолетов, бизнес-оператору «Русджет» — три борта.
Также «дебермудизированы» по состоянию на 3 октября еще шесть Boeing 737-8 S7 Airlines (принадлежат ГТЛК), убедились «Известия». Это подтвердил и источник в ГТЛК.
Выведенные из инореестров воздушные суда — это лишь 12% иностранного авиапарка РФ, который насчитывает 738 самолетов (согласно программе развития авиации до 2030 года). Все снятые с учета за рубежом самолеты зарегистрированы в российском реестре.
Представитель S7 подтвердил, что во флоте перевозчика есть несколько самолетов, которые имеют исключительно российскую регистрацию и находятся в лизинге у отечественных компаний, они позволяют расширять международную полетную программу. В пресс-службе Azur Air подтвердили, что сегодня 14 их самолетов могут выполнять рейсы за рубеж.
Аналитик Telegram-канала «Мои инвестиции» Елена Сахнова пояснила, что дерегистрировать из Бермудского реестра можно только выкупленные в собственность авиакомпаний самолеты, а также те суда, которые находятся в лизинге у российских компаний и банков.
«Последняя группа самолетов начала постепенно использоваться для международных рейсов начиная с июня-июля. Теоретически из реестра Бермуд можно вывести еще около 150 иностранных самолетов, которые находятся в лизинге у российских компаний», — отметила эксперт.
Пока же «чистого» импортного флота недостаточно для выполнения международных рейсов, уверена она.
«Дело даже не в количестве самолетов, а в дальности их полетов. Комбинация закрытого неба Европы и необходимости облетать юг РФ требует средне- и дальнемагистральников, а у нас основа парка, который может летать за границу, всё еще региональный российский Superjet. Для того международного трафика, который был в 2021 году, необходимо еще ориентировочно 250–300 самолетов, — добавила Елена Сахнова.
Некоторые страны, например Киргизия, не обращают внимания на двойную регистрацию российских самолетов, добавил главный редактор портала FrequentFlyers.ru Илья Шатилин. По его подсчетам, до пандемии COVID-19 за рубеж летало порядка 500 машин.
«Сегодня перевозчики при открытии новых международных направлений ориентируются на платежеспособный спрос и расстояние маршрута. Практически на любом направлении сейчас можно использовать самые вместительные суда, и они будут заполнены. А кому летать не на чем, может использовать экзотические способы — запуск аффилированных компаний в иностранной юрисдикции или лизинг советской техники», — заключил эксперт.
По словам руководителя практики авиации и финансирования активов BGP Litigation Владислава Рикова, многие иностранные лессоры отказываются взаимодействовать с российскими авиакомпаниями из-за санкций, договорной процесс по дерегистрации идет медленно. Они придерживаются позиции, что перевозчики РФ нарушили договоры операционной аренды судов, зарегистрировав самолеты в российском реестре без согласия собственника. При этом авиавласти и аэропорты иностранных государств (в том числе дружественных стран) ориентируются на рекомендации ICAO при обслуживании авиакомпаний РФ, поэтому отечественным перевозчикам будет сложно дальше расширять международные программы полетов.