Российские авиакомпании предложили вернуть накопленные лизинговые платежи за иностранные самолёты, которые не забрали иностранные владельцы.
Первый зампред Центробанка (ЦБ) России Ксения Юдаева прокомментировала эту ситуацию, заявив, что ЦБ считает важным учитывать аргументы в защиту прав собственности при обсуждении данной инициативы.
Мне кажется, что все-таки нужно взвешивать разные факторы, в том числе и аргументы в защиту прав собственности. Эти счета типа С были созданы именно как способ, с одной стороны, ввести валютные ограничения, с другой стороны, соблюсти права собственности. И этот аргумент при обсуждении такого рода вопросов я бы, безусловно, продолжала учитывать.
Ксения Юдаева
Первый зампред Центробанка не стала раскрывать объем таких средств, а также не сообщила, были ли какие-то обращения западных компаний за этими деньгами.
Весной прошлого года были введены западные санкции против российских авиакомпаний компаний. Западные лизингодатели были вынуждены расторгнуть контракты и потребовать возвращения судов. Глава Минтранса Виталий Савельев подтвердил, что речь идёт о более чем 500 бортах на сумму 20 млрд долларов.
В России решили возвращать самолёты только по решению правительственной комиссии по импортозамещению, при этом большинство бортов до сих пор находится в России. При этом российские компании могут расплачиваться за лизинг этих самолетов в рублях, перечисляя платежи на счета типа С по курсу ЦБ на день платежа.
Прошлой осенью «Авиационная транспортная компания «Ямал» первой предложила рассмотреть идею возврата скопившихся на этих счетах средств, установив срок, в течение которого лессоры-нерезиденты могут забрать эти деньги со счета.