Как пишут «Известия», глава фракции «Справедливая Россия — За правду» Сергей Миронов отправил на имя председателя правительства РФ Михаила Мишустина письмо, в котором Минпромторгу, НАМИ и российским автопроизводителям предлагается изучить иностранный опыт по производству дешёвых «народных» машин и провести работу по выявлению избыточных требований Техрегламента, мешающих производству подобных моделей в России. Цель всего этого — выпустить по-настоящему дешёвый российский автомобиль примерно за 500 тыс. рублей.
В письме говорится, что «в современных условиях автомобиль, сравнимый или превосходящий Lada Granta по безопасности и комфорту, может производиться существенно дешевле отечественной модели». Там же уточняется, что Lada Granta стоит сейчас от 778 тыс. рублей, а у большинства россиян нет возможности купить её.
По словам вице-президента Национального автомобильного союза (НАС) Антона Шапарина, в мире действительно много более доступных автомобилей (и даже электромобилей), чем Lada Granta, однако локализовать их в России невозможного из-за избыточных требований Технического регламента.
«Наша система сертификации не стыкуется с китайской. Для того чтобы привезти сюда продукцию из КНР, нужно будет менять конструкцию, чтобы она уложилась в российские требования. Она не пускает на рынок дешёвые китайские электромобили и не даёт выпускать их аналоги. Кроме того, у нас есть жёсткие нормы по экологии и их собираются поднимать до Евро-6, что не даёт выпускать более-менее дешёвые автомобили с ДВС. Мы взяли на себя требования развитой автомобильной державы, но этим требованиям соответствовать не можем. Они местами более жёсткие, чем немецкие», — рассказал Шапарин.
Главный редактор издания «За рулем» Максим Кадаков считает, что организация производства в России доступной модели из Китая или другой страны теоретически возможна, но, чтобы удержать её стоимость в рамках 500 тыс. рублей, необходимы огромные тиражи производства в 300–500 тыс. машин в год. В противном случае авто получится сильно дороже.
С ним согласен и независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев. «При годовом объёме производства в несколько сотен тысяч штук себестоимость машины будет гораздо ниже, по сравнению с выпуском 20–30 тыс. автомобилей. Прежде всего, за счёт существенных скидок на большие объёмы комплектующих, а также более низкой доли в цене машины так называемых заводских издержек — коммунальные платежи, аренда и т.д. Также не стоит сбрасывать со счетов и «корпоративную жадность»», — заявил он.
Ранее глава Минпромторга Денис Мантуров заявил, что Lada Granta при цене в 750–800 тыс. рублей полностью соответствует званию «народного» автомобиля.