Россия начала поставки оборудования для перегрузки ядерного топлива на АЭС Аккую

Центральный проектно-технологический институт (АО «ЦПТИ», входит в топливный дивизион Росатома «ТВЭЛ») начал поставки оборудования для перегрузки ядерного топлива для энергоблока № 1 АЭС «Аккую».

На станцию доставлена первая составная часть оборудования сейсмостойкой перегрузочной машины, предназначенной для загрузки ядерного топлива в активную зону реактора и замены отработавшего ядерного топлива на свежее топливо. Машина проводит технологические операции с тепловыделяющими сборками (ТВС), поглощающими стержнями системы управления и защиты, а также осуществляет контроль герметичности оболочек твэлов и ТВС.

Первым элементом перегрузочной машины, отправленным на АЭС «Аккую», стал рельсовый путь, который в комплексе с мостом обеспечивает перемещение машины на заданную координату. Система сконструирована таким образом, чтобы исключить неконтролируемые движения оборудования при сейсмических воздействиях, обесточивании и других нештатных ситуациях. Длина рельсов более 26 м, ширина колеи более 8 м.

Россия начала поставки оборудования для перегрузки ядерного топлива на АЭС «Аккую»
Фото: РИА «Новости» / Илья Питалев

Перегрузочная машина является одной из самых сложных систем в комплексе реакторного острова АЭС. Данная система объединяет механические, грузоподъёмные, электротехнические устройства, систему управления и должна обеспечивать высокую точность при выполнении работ с тепловыделяющими сборками в ядерном реакторе. Требования к погрешности выхода перегрузочной машины на заданную координату составляют не более 2 мм. Допустимое отклонение от прямолинейности верхних и боковых образующих рельсового пути на длину 3000 мм — не более 0,3 мм, уклон пути не должен превышать 0,15 мм на 1000 мм длины.

АЭС «Аккую» — это не только первая атомная электростанция в Турции, но и крупнейшая атомная стройка в мире на текущий момент. Одновременно сооружается 4 энергоблока с самыми современными реакторами российской разработки ВВЭР-1200.

Проект полностью финансируется российской стороной. Проектированием, строительством, обслуживанием, эксплуатацией и выводом из эксплуатации будет заниматься компания «Аккую нуклеар», мажоритарным акционером которой является Росатом.

Сообщается, что атомная электростанция «Аккую» является первым проектом в мировой атомной отрасли, который реализуется по модели build-own-operate («строй-владей-эксплуатируй»).


Источник