Итак, различные тематические ресурсы опубликовали свои обзоры видеокарты GeForce RTX 4090. На нашем сайте уже есть детальный разбор архитектуры, а игровые тесты появятся чуть позже, поэтому сейчас можно оценить, что же получилось у наших коллег.
За основу возьмём обзор TechPowerUp как один из самых детальных. Также сразу отбросим все разрешения, кроме 4K, так как возможности столь производительной карты для меньших разрешений в большинстве своём излишни.
Итак, как можно видеть, GeForce RTX 4090 на голову превосходит все существующие 3D-карты и как минимум до выхода Radeon RX 7900 XT или RX 7950 XT именно новинка Nvidia будет возглавлять рынок. Прирост относительно RTX 3090 составляет около 65%, а RTX 3090 Ti новинка обходит на 45–50%. Это очень и очень много, — это, возможно, самый внушительный прирост производительности при переходе на новое поколение, но, во-первых, не стоит забывать о цене, а во-вторых, стоит помнить, что сама Nvidia обещала прирост в два — четыре раза. Почти сразу стало понятно, что это невозможно, и без DLSS 3 такое сравнение со стороны Nvidia не обошлось, но теперь мы видим, что в режиме чистой производительности RTX 4090 обходит RTX 3090 Ti лишь на 50%, то есть вдвое меньше, чем минимальное значение, обещанное Nvidia. Таким образом, в ни в абсолютном, ни в относительном выражении к новой карте претензий нет, но они есть к Nvidia и её маркетингу.
Возвращаясь к производительности, заметим, что в среднем в 4K при максимальных настройках качества графики без учёта трассировки лучей можно рассчитывать на 150 к/с. Худшее значение зафиксировано в Cyberpunk 2077 — 71 к/с. Из других обзоров понятно, что примерно на том же уровне производительность находится и в Microsoft Flight Simulator. Во всех остальных играх она либо близка к 100 к/с, либо существенно выше. То есть RTX 4090 — первая видеокарта на рынке, способная справиться с любой игрой в 4K при максимальных настройках (без учёта трассировки), всегда обеспечивая выше 60 к/с. Возможно, даже в 8K эта карта будет справляться неплохо, но таких тестов нужно дождаться.
Если говорить об использовании трассировки лучей, тут стоит выделить два момента. Во-первых, без DLSS в той же Cyberpunk 2077 даже новый монстр Nvidia выдаёт лишь 42 к/с. Правда, это почти вдвое больше, чем у RTX 3090 Ti, и это вообще единственный играбельный результат среди всех 3D-карт на рынке. В остальных играх всё намного лучше, и минимум можно получить 60 к/с и выше. Во-вторых, RTX 4090 меньше теряет в производительности, чем карты Ampere или уж тем более решения AMD. Но разница не огромна. К примеру, в той же Cyberpunk 2077 при активации трассировки лучей производительность у RTX 4090 падает на 41%, тогда как у RTX 3090/3090 Ti она снижается на 49–52%. В некоторых играх разница намного меньше.
Для оценки работы DLSS, включая новейшую DLSS 3, лучше обратиться к коллегам из TechSpot.
Как можно видеть, активация DLSS 3 позволяет очень значительно повысить производительность относительно DLSS 2, и даже в Cyberpunk 2077 в 4K удаётся получить почти 120 к/с. Относительно режима вообще без DLSS активация новой версии технологии позволяет поднять производительность почти втрое, что просто невероятно.
К примеру, конкретно эта игра на Radeon RX 6950 XT даже с активацией FSR при включённых эффектах трассировки лучей работает на грани играбельности в пределах 25–27 к/с.
Но впечатляет RTX 4090 не только своей производительность. Несмотря на все ранние слухи и утечки, Nvidia удалось добиться невероятной энергоэффективности. RTX 4090 в играх потребляет меньше, чем RTX 3090 Ti или даже RTX 3080 Ti, обеспечивая намного большую производительность. В итоге получается, что энергоэффективность карты примерно вдвое выше предшественниц и примерно на 50% выше, чем у RX 6000. Конечно, нужно дождаться RX 7000, но в любом случае 350 Вт при столь невероятной производительности — это однозначно очень важное достижение Nvidia.
Благодаря энергоэффективности новая система охлаждения оказалась достаточной. В тестах GPU карты нагревается примерно до 75 градусов, а память до 85 градусов. И при этом СО шумит меньше, чем у многих других адаптеров.
Но вся картина пусть и не рушится, но серьёзно портится из-за цены. Рекомендованное значение для RTX 4090 составляет 1600 долларов. Да, на старте та же RTX 3090 Ti оценивалась и вовсе в 2000 долларов, но тут снова есть два аспекта. Во-первых, даже RTX 3090 сама Nvidia изначально позиционировала, как не совсем геймерское устройство, утверждая, что флагман — это именно RTX 3080. А RTX 3090 Ti и вовсе была больше экспериментальным продуктом. Во-вторых, если отталкиваться от реальных цен на данный момент, то в США за RTX 3090 просят от 950 долларов, и получается, что новая карта и быстрее на 65%, и дороже примерно на столько же. А та же Radeon RX 6900 XT и вовсе продаётся за 670 долларов, то есть за 76% производительности придётся доплатить 140%. И это при условии покупки новинки за рекомендованную цену.
В итоге можно констатировать, что RTX 4090 получилась невероятной буквально во всём, и даже огромную цену нельзя назвать слишком завышенной, просто она очень высока в абсолютном выражении. Теперь остаётся дождаться выхода карт Radeon RX 7000, чтобы посмотреть, останется ли новинка Nvidia столь же недосягаемой, или же AMD опять удастся догнать, а в чём-то и обогнать конкурента.