Технический директор дивизиона «Двигатели» Уральского завода гражданской авиации Леонид Худорожков сообщил, что первый полноценный образец двигателя ВК-800 для легкого многоцелевого самолета ЛМС-901 «Байкал» планируется получить в декабре 2022 года. ЛМС-901 должен стать заменой легендарному самолету Ан-2 «Кукурузник», который производили в советское время. Предсерийные образцы двигателя ВК-800 ожидаются в марте 2023 года. Этот двигатель должен импортозаместить турбовинтовой двигатель General Electric H80-200, которым оснащались первые образцы ЛМС-901 «Байкал».
«Мы по графику двигаемся к тому, что в декабре мы получим первый полноценный образец двигателя, который будет являться доводочным экземпляром. И март 2023 года — это двигатель, который будет являться предсерийным. Дальше — планомерное освоение, постановка его на летающей лаборатории и переход к серийному производству», — сказал он.
Худорожков добавил, что сегодня существует первый опытный образец двигателя, всего испытания продут 12 образцов. В настоящее время разработчики изготавливают газогенератор двигателя, который составляет примерно 70% двигателя. Его сборка будет завершена в июне этого года, на это же время намечено начало испытаний.
«Июль — это месяц, когда мы соберем первые две базовые установки для проверки конструктивных элементов двигателя — это камера сгорания, компрессор — то, что является сердцем, основными элементами. Они уходят на испытания в отраслевые институты — в Центральный институт авиационного моторостроения в Москве», — сказал Леонид Худорожков.
Он также отметил, что дивизион «Двигатели» при разработке использует современные технологии — титановые компоненты, напечатанные на 3D-принтерах детали, традиционно не использующиеся в двигателестроении.
Серийное производство двигателя ВК-800 легкого многоцелевого самолета ЛМС-901 «Байкал», который должен сменить произведенные в советское время Ан-2, не предполагает использование иностранных компонентов. В настоящее время — на стадии разработки — в нем 1,5% импортных деталей, сообщил Худорожков.
«У нас в составе двигателя 1,5% иностранных компонентов двух производителей. И на стадии ОКР — опытно-конструкторской разработки — наши предприятия-кооперанты активно ведут разработку этих элементов. Мы получаем первые образцы, и опытно-конструкторская разработка, завершившись, уже не предполагает использование иностранных компонентов. Поэтому серийное производство будет полностью из российских компонентов», — сказал он.
Максимальная мощность ВК-800 — 800 л.с. Масса пустого ЛМС-901 «Байкал» составляет 2,04 т, а максимальный взлетный вес — 4,8 т. Расчетная максимальная скорость полета составляет 300 км/ч, а максимальная дальность достигает 3 тыс. км. В прошлом году стоимость базовой версии ЛМС-901 «Байкал» в девятиместном исполнении и без автопилота прогнозировалась на уровне 120 млн рублей. Надо сказать, что ЛМС-901 «Байкал» выступит практически полным аналогом американского Cessna 208, эксплуатируемого с 1984 года.