Как сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на источник, близкий к Госдуме, сегодня, 27 мая, на экспертном совете партии «Единая Россия» запланировано обсуждение законопроекта о регулировании рекомендательных сервисов онлайн-платформ. Согласно этому документу, онлайн-сервисы (соцсети, поисковики, новостные порталы и видеохостинги) должны дать возможность пользователям отключать алгоритмы рекомендаций, а также предупреждать об их применении. Именно благодаря таким алгоритмам пользователь видит в своей ленте контент, подобранный специально для него. Законопроект планируется обсудить на экспертном совете перед его внесением на рассмотрение нижней палатой парламента.
Несколько источников из IT-индустрии утверждают, что «Яндекс» и VK уже выступили против законопроекта. Один из собеседников издания отметил, что «Яндекс» считает регулирование рекомендательных алгоритмов поисковых систем избыточным, т. к. они уже регулируются отдельными законами. Кроме того, из-за возможности отключения рекомендаций может существенно снизиться время, проводимое пользователями на сервисах компании. VK, в свою очередь, опасается, что новые нормы будут ограничивать развитие «VK Видео» — эту платформу планируется запустить в качестве отдельного приложения до конца года. Здесь компания делает ставку именно на рекомендательный алгоритм, «способный соперничать с YouTube», отмечает источник.
По мнению сопредседателя комитета по нативной рекламе Ассоциации развития интерактивной рекламы, при отключении рекомендаций пользователям может стать просто не интересно выходить на онлайн-сервисы. Число пользователей, которые захотят отключить такой алгоритм, будет зависеть от того, насколько заметной будет соответствующая кнопка. Можно предположить, что людей, рассчитывающих только на собственное мнение при выборе контента, будет примерно треть.