Поиски следов жизни на Марсе, которые проводятся на данный момент ровером Perseverance, могут быть бесполезны. И вовсе не потому, что жизни на Красной планете никогда не было.
Как показало новое исследование, проведённое на МКС, на поверхности Марса, вероятно, попросту не могут сохраняться необходимые биомаркеры.
Роверы Perseverance и Curiosity оснащены рамановскими спектрографами, которые используются для обнаружения органических соединений. Роверы испаряют часть породы лазером, а затем спектрограф ищет в получившемся облачке пыли и газа нужные спектральные линии. И пока ничего интересного обнаружено не было. Новое исследование говорит о том, что на поверхности таким образом ничего и не может быть найдено, так как ультрафиолетовое излучение разрушит те самые молекулы в течение года-двух.
Команда учёных подвергала образцы семи различных типов биомолекул влиянию условий, подобных марсианским, в течение 469 дней в рамках Биологического и марсианского эксперимента (BIOMEX). Температура, суточные световые циклы и уровни ионизирующего излучения были адаптированы для имитации условий Марса, а образец был помещен среди смоделированного марсианского реголита. В эксперименте участвовали биомолекулы, обычно встречающиеся в организмах: бета-каротин (антиоксидант и пигмент, реагирующий на свет), хлорофиллин (полученный из хлорофилла, используемого растениями для обработки солнечного света), нарингенин (распространенный антиоксидант), кверцетин (еще один распространенный антиоксидант), меланин (пигмент, обеспечивающий защиту от ультрафиолетового света), целлюлоза (компонент клеточных стенок растений) и хитин (найден в скелетах насекомых).
В обычных условиях спектроскопия способна определить следы всех семи молекул, однако эксперимент показал, что уже спустя менее чем полтора года инструменты обнаруживали лишь три: хлорофиллин, кверцетин и меланин, да и у тех «сигнал» ослаб на 30-50%. При этом контрольные образцы, защищённые более толстым слоем реголита, показали отличную сохранность биомолекул. При этом в данном случае более толстый слой — это вовсе не несколько метров грунта. В исследовании сказано, что ультрафиолетовое излучение проникает буквально на несколько миллиметров вглубь породы.
Таким образом, пока сложно сказать, сможет ли Perseverance найти хоть какие-то следы жизни на Марсе, даже если они имеются по всей поверхности планеты. Но как минимум с точки зрения новых данных все условия должны быть у нового марсохода Rosalind Franklin, который будет оснащён буровой установкой, способной проникнуть вглубь пород Марса на 2 метра.
Правда, из-за разрыва сотрудничества Европейского космического агентства и Роскосмоса миссия была отложена минимум до 2028 года, так что новый этап в поисках следов марсианской жизни начнётся лишь через шесть лет в лучшем случае.