Как пишет издание «Коммерсантъ», впервые в истории российской авиации отечественная авиакомпания получит новый самолет SSJ 100 c двигателями «второй категории». Агрегаты взяли из так называемого подменного пула: резерва для всех эксплуатантов Superjet 100.
До конца года компания «Азимут» пополнит свой флот семнадцатым по счету новым SSJ-100, получив его от «ПСБ Лизинга», на этом самолете будут установлены подержанные двигатели. По словам одного из источников, это единственный новый SSJ в 2022 году, поставленный с двигателями, «имеющими небольшой налет». Но в 2023 году перевозчики должны получить еще около десяти Superjet 100 из плана 2022 года, некоторые также с двигателями из подменного пула.
«Ростех» подтвердил, что на самолет установлены двигатели «из имеющегося наличия запасных частей». «Силовые установки находятся в великолепном состоянии, их использование никак не может сказаться на эксплуатационных характеристиках и безопасности полетов», — подчеркнули в госкорпорации и добавили, что детали поставки согласованы с заказчиком, «нареканий не поступало». Вместе с тем, в «Ростехе» не ответили на вопрос о налете двигателя, уточнив лишь, что «все двигатели, которыми комплектуются SSJ, являются проверенными и надежными».
По словам источника, передача самолета перевозчику была серьезно задержана из-за того, что в Росавиации долго решали, как оформлять документацию летной годности такого Superjet 100. В итоге в формулярах оставили указание на установку двигателей второй категории.
До конца года авиакомпании должны получить еще как минимум пять SSJ-100, один из которых — ремаркетированный — также пойдет в «Азимут». В авиакомпании «Россия», которая должна получить два новых самолета, подчеркнули, что «не рассматривают поставку от производителя самолетов SSJ с бывшими в употреблении двигателями». В Red Wings подтвердили, что ожидают два SSJ-100 в декабре 2022 года: «Это будут новые лайнеры с двигателями SaM146». «Мы также прорабатываем возможность получения воздушных судов SSJ-100 с двигателями второй категории», — добавили в компании.
В 2019 году в создаваемом подменном пуле SaM146 было 17 двигателей, и перевозчики жаловались на их нехватку. По словам двух источников в отрасли, за три года двигателей в общем резерве не стало больше. По словам одного из них, еще несколько двигателей были направлены на ремонт во Францию и из-за санкций Safran (французский совладелец PowerJet) их так и не вернула. Разговоры об увеличении пула велись регулярно, но Safran не хотела инвестировать в расширение производства, пояснил один из источников, «поэтому запас нарастить не удалось».
В ответ на это в «Ростехе» указали, что «в настоящее время каких-либо системных проблем с эксплуатацией самолетов SSJ не отмечается». «Ситуация с запчастями напряженная, однако показатели исправности парка и готовности к вылету находятся на высоком уровне»,— заявили в госкорпорации.
ОДК разрабатывает двигатель ПД-8, который планируется к поставкам на самолеты SSJ New уже в следующем году, напомнили в «Ростехе». При этом глава Минпромторга Денис Мантуров говорил, что сертификат типа на SSJ-100 с двигателем ПД-8 ожидается в конце 2023 года. «Также в стадии обсуждения вопрос о ремоторизации действующего летного парка SSJ на ПД-8», — указали в «Ростехе».
Согласно комплексной программе развития авиаотрасли, до 2030 года в РФ должны выпустить 314 новых ПД-8, из которых 284 установят на выпущенные за тот же период 142 SSJ New. Оставшихся 30 двигателей очевидно не хватит на ремоторизацию общего флота SSJ (из которого перевозчики эксплуатируют около 140 самолетов), а также для формирования подменного пула.
Напомним, ранее издание «Известия» писало о проблемах с поставками самолетов Superjet 100 российским авиакомпаниям. До конца года авиакомпаниям будет поставлено только 10 самолётов Superjet 100, хотя ещё весной планировалось поставить почти в два раза больше. Как оказалось чуть позже, пять SSJ 100, запланированных к поставке в Россию, удерживаются в Италии.