Нобелевскую премию по химии получили трое учёных за «развитие клик-химии и биоортогональной химии»

Нобелевская премия в области химии 2022 года присуждена группе учёных — американцам Каролин Бертоцци и Барри Шарплессу, а также датчанину Мортену Мелдалу. Об этом объявил в среду Нобелевский комитет Королевской академии наук.

Нобелевскую премию по химии получили трое учёных за «развитие клик-химии и биоортогональной химии»

Учёные стали лауреатами за «развитие клик-химии и биоортогональной химии», говорится в мотивировочной части решения комитета. Как объявил секретарь Нобелевского комитета, таким образом исследователи внесли вклад в функциональный способ построения молекул.

«Премия по химии этого года присуждена не за что-то сверхсложное, а за работу с тем, что, напротив, легко и просто. Функциональные молекулы могут создаваться даже прямым путём», — прокомментировал председатель Нобелевского комитета по химии Юхан Оквист.

Для Шарплесса это вторая Нобелевская премия. В 2001 году он уже становился её лауреатом совместно с Уильямом Ноулзом (США) и Риодзи Ноиори (Япония) за открытие катализаторов для производства так называемых зеркальных молекул, необходимых для фармацевтики. На этот раз Шарплесс сделал первый шаг, придумав концепцию клик-химии, представляющей собой форму простой и надёжной химии, где реакции происходят быстро и исключают нежелательные побочные продукты.

Вскоре он и Мелдал, каждый в отдельности, представили то, что сейчас считается жемчужиной клик-химии — катализируемое медью азид-алкиновое циклоприосединение, эффективная химическая реакция, имеющая сегодня широкое применение. Её используют в фармацевтике, для картирования ДНК и создания приспособленных под конкретные цели материалов.

Бертоцци подняла клик-химию на новый уровень, разработав для картирования важных, но неуловимых биомолекул на поверхности клеток — гликанов — щелчок-реакции внутри живых организмов. Её биоортогональные реакции протекают без нарушения обычной химии клетки. Во всём мире эти реакции используют для изучения клеток и наблюдения за биологическими процессами. С их помощью учёные смогли повысить таргетирование противораковых препаратов, которые в настоящее время проходят клинические испытания.