Космический корабль Starship не способен совершить прямой полёт на Луну, перед отправкой в глубокий космос ему необходимо заправиться на орбите Земли. Хотя системе Starship требуется только один запуск, учитывая необходимость запусков для топливного депо, общее количество запусков достигает двузначной цифры.
17 ноября Лакиша Хокинс, помощник заместителя директора программы NASA «Луна — Марс», проинформировала консультативный комитет NASA относительно состояния предстоящих миссий Artemis.
Artemis I, беспилотный тест, был успешно завершён в 2022 году. Запуск Artemis II с экипажем запланирован на конец 2024 года. Artemis III — миссия, в рамках которой астронавты впервые после программы Apollo совершат посадку на поверхность Луны.
В 2021 году NASA заключило контракт с компанией SpaceX на поставку управляемого модуля посадки HLS для этой миссии. Starship всё ещё находится в стадии разработки, его второй орбитальный тестовый полёт осуществлён 18 ноября.
В соответствии с контрактом с NASA, SpaceX должна провести беспилотный тестовый полёт к поверхности Луны перед Artemis III, чтобы продемонстрировать способность безопасной посадки. Этот полёт должен состояться в следующем году, за год до миссии Artemis III в конце 2025 года.
Сейчас SpaceX строит два пусковых комплекса для Starship — один в Техасе и один во Флориде. Все тестовые полёты Starship, включая первый орбитальный полёт 20 апреля 2023 года, стартовали с площадки Starbase в Бока-Чика (Техас), и запуск 18 ноября также состоялся оттуда. Учитывая большой темп запусков, SpaceX строит второй комплекс на площадке 39A космического центра имени Кеннеди, арендованной у NASA. У SpaceX уже есть пусковая площадка на этой территории для Falcon 9 и Falcon Heavy.
Когда Хокинс задали вопрос о пусковом комплексе, откуда будет запущен Starship HLS — из Техаса или Флориды, она ответила, что система требует несколько запусков для пополнения топливного запаса, поэтому запуски должны происходить как с площадки в Техасе, так и с площадки во Флориде.
«Одна из сложностей и вызовов, связанных со Starship, состоит в необходимости нескольких топливных заправок. Чтобы соблюсти требуемый график и эффективно управлять уровнем топлива и другими факторами, необходимы быстрые последовательные подачи топлива», — ответила Хокинс. Этим будет обусловлена необходимость использования как площадки Starbase, так и Космического центра имени Кеннеди. Полёт самого модуля находится примерно в середине этой последовательности запусков.
План SpaceX по заправке Starship на топливной базе на орбите Земли был известен с самого начала, однако количество необходимых запусков не было уточнено ни NASA, ни SpaceX.
Все эти запуски предназначены только для модуля посадки. Экипаж отправится на Луну в капсуле Orion NASA, запущенной на ракете Space Launch System NASA. В отличие от Starship, SLS способна доставить космический корабль прямо на лунную орбиту. Заправка для SLS не требуется, но эта ракета является одноразовой, в отличие от Starship.
Капсула Orion и модуль посадки Starship HLS будут соединены на лунной орбите. Экипаж переместится на Starship для путешествия на поверхность Луны и обратно, а затем он вернётся на Землю.
NASA выбрала Blue Origin в качестве второго поставщика модуля посадки HLS, начиная с миссии Artemis V, запланированной на ближайшее десятилетие. Для него также планируется заправка в космосе, но она будет осуществляться ближе к Луне, а не на земной орбите.
Председатель комитета Уэйн Хейл, бывший руководитель программы шаттлов, отмечает, что новые системы, разрабатываемые для освоения Луны и достижения Марса, представляют собой более сложные архитектуры по сравнению с лунной программой Apollo. Хотя эти технологии сталкиваются с трудностями, они играют важную роль в долгосрочном освоении космоса: «Это более сложная архитектура проекта, чем просто повторение сценария Apollo с короткой высадкой, втыканием флага и отпечатками ступней, но она критически важна для долгосрочного освоения космоса».
Люди спрашивают, что было не так с Аполлоном. Проблема в том, что это произошло 50 лет назад. Вся новая концепция основана на идеях о долгосрочности и устойчивости. Здесь нет соревнования, в том, чтобы просто первым прилуниться и установить свой флаг, а строится целая инфраструктура и архитектура для возможного будущего у путешествий по Солнечной системе. Конечно, это более сложно
Уэйн Хейл
Джим Фри по-прежнему руководит ESDMD (хотя NASA объявило на прошлой неделе, что он станет высшим гражданским служащим в агентстве в конце года). Его основная мысль заключается в том, что все миссии Artemis движутся вперёд, однако запуск следующей миссии, Artemis II, будет отложен до полной готовности системы
Основной фокус NASA сейчас — расследование причины повреждения защитной оболочки «Ориона» во время миссии Artemis I, когда произошло непредвиденное разрушение некоторых компонентов защитной системы Avcoat. Предварительные результаты ожидаются до весны 2024 года.
Однако наряду с техническими проблемами, существует и бюджетная неопределённость, которая стала одной из самых больших преград для миссии Artemis III. Фри подчёркивает важность стабильности бюджета, поскольку это позволит лучше управлять программой. На данный момент NASA функционирует на временной Резолюции, а урегулирование бюджета будет определяться работой Конгресса.
Хейл отмечает, что стабильность бюджета является ключевым фактором риска для любой программы, поскольку сложно планировать и разрабатывать программу, когда неизвестно, какие финансовые ресурсы будут доступны. Он высказывает надежду на то, что стабильность бюджета станет приоритетом, поскольку это позволит более эффективно управлять программами и достичь целей в освоении космоса.