По словам Хорхе Ваго (Jorge Vago), научного сотрудника проекта ExoMars в Европейском космическом агентстве (ЕКА), запуск марсохода Rosalind Franklin в рамках миссии ExoMars будет отложен как минимум до 2028 года – ведомству требуется время на поиск замены российских компонентов.
«Теоретически это возможно, но на практике мы думаем, что будет очень сложно перенастроить и изготовить собственный посадочный модуль к 2026 году», — сказал Хорхе Ваго. И добавил: «На самом деле, мы ожидаем запуск в 2028 году».
Совместная миссия ЕКА и Роскосмоса ExoMars-2022, напомним, должна была быть запущена в сентябре текущего года на ракете «Протон». Основные компоненты станции ExoMars — европейский перелетный модуль и российский спускаемый аппарат. В состав последнего входила российская посадочная платформа «Казачок» и европейский марсоход Rosalind Franklin. 17 марта ЕКА объявило о приостановке сотрудничества с Россией по проекту ExoMars, причем «Казачок» осталась в Европе. Однако проблема в том, что у европейцев нет двигателей для российской посадочной платформы. Подходящие двигатели есть у американской компании Aerojet Rocketdyne — они использовались в марсианских миссиях NASA для запуска Curiosity и Perseverance.
Еще один трудный момент, связанный с импортозамещением российских компонентов, касается радиоизотопного обогревателя: он должен обогревать марсоход теплом, выделяемым при радиоактивном распаде плутония. Поставщиком такого обогревателя был «Росатом». У Европы своей альтернативы нет. В ExoMars рассчитывают на американский аналог, но, в таком случае, и запуск миссии ExoMars будет уже производиться из США. Таким образом, изначально российско-европейская миссия превращается в европейско-американскую. И, естественно, откладывается на более поздний срок.
Что касается Роскосмоса, то госкорпорация намерена реализовать проект самостоятельно или вместе с каким-то новым партнером. По словам Дмитрия Рогозина, это могут быть китайцы или какая-то из стран Персидского залива.