Как пишет «Коммерсантъ», Минпромторг изменил требования к комплектации быстрых зарядных станций для электромобилей. Теперь такая станция должна обязательно поддерживать только китайский стандарт зарядки GB/T, а поддержка куда более распространенных европейского CCS и японского CHAdeMO стандартов — на выбор производителя устройства. При этом все китайские машины в РФ, по словам участников рынка, имеют европейские разъемы. Эксперты полагают, что такой шаг Минпромторг сделал на перспективу: из-за закрытия экспорта из ЕС министерство надеется на локализацию китайских автомобилей и азиатский импорт.
Минпромторг утвердил характеристики субсидируемых зарядных станций для электромобилей (ЭЗС), следует из приказа министерства, опубликованного на pravo.gov.ru. В документе говорится, что станция должна иметь три коннектора и оснащена минимум одним разъемом китайского стандарта GB/T, чего не было в февральском проекте приказа. Производитель также может на выбор установить либо один разъем стандарта CCS2, либо один разъем стандарта CHAdeMO. Стандарт CCS2 используется в европейских авто, а японский CHAdeMO — в популярном в России электромобиле Nissan Leaf.
Минимальная компоновка коннекторов выглядит странно, считает гендиректор «АйТи Чардж» Дмитрий Матвиевский. «Производителя обязывают ставить минимум один коннектор GB/T, хотя таких машин в РФ крайне мало, но при этом оставляют выбор между CCS и CHAdeMO, — говорит он. — Производитель для получения субсидии, скорее всего, сделает выбор в пользу устаревшего коннектора CHAdeMO на 50 кВт для экономии».
Дмитрий Бабанский из SBS Consulting добавляет, что в Россию китайские электромобили поставлялись или планировались к поставке с европейской CCS/Type2. Единственный официально представленный в РФ китайский электромобиль JAC iEV7 поставляется со стандартом CCS.
В Chery, которая только планировала представить в РФ электромобили, отмечают, что для России был запущен процесс адаптации и сертификации машин со стандартом CCS. Однако на фоне планов правительства ставить зарядные станции с обязательным GB/T компания, заявили там, может пересмотреть свои планы и вернуться к нему и для этого рынка.
В группе ГАЗ, у которой есть электрическая «Газель e-NN», сообщили, что «…нам важно, чтобы был стандарт CCS, он подходит для e-NN, и это в принципе наиболее универсальный стандарт».