Комитет по безопасности полетов Союза авиапроизводителей России выступил с инициативой законодательного ограничения количества самолетов Airbus и Boeing, ее планируется направить в исполнительные органы власти. Идея прозвучала на совместном заседании экспертного совета по авиапрому при комитете Госдумы по промышленности и комитета по авиапрому Союза машиностроителей России, которое прошло 31 мая.
«Во избежание рисков, связанных с деструктивными действиями иностранных изготовителей и их властей (ограничение поставок запчастей, ограничение доступа к авиационным тренажерам, технической документации и т.п.), рассмотреть возможность введения на законодательном уровне ограничения относительной доли воздушных судов иностранного производства, эксплуатирующихся в гражданской авиации России для выполнения внутренних воздушных перевозок», — говорится в проекте протокола.
Председатель комитета по безопасности полетов Союза авиапроизводителей России Геннадий Щербаков подтвердил, что такое предложение есть, однако его еще предстоит обсудить с экспертным сообществом.
«Предложения были выдвинуты для обсуждения. Аргументация простая: если у нас государство имеет собственный авиапром, что плохого в том, чтобы мы летали на своих самолетах?» — сказал он. По его словам, конкретных цифр по доле иностранных самолетов, которые следует оставить в эксплуатации, пока нет.
«Мы находимся только в начале работы над этой идеей. Это хороший повод подумать и посчитать, можем ли мы сами построить эти самолеты на замену иностранным или нет. Причем речь идет только о закрытии потребности в парке для полетов внутри России, о международке никто не говорит. Предстоит понять, что нам нужно внутри страны, сможем ли мы это обеспечить силами российского авиапрома, и, если сможем, — давайте двигаться на законных основаниях к реализации этой цели», — добавил Геннадий Щербаков.
Также комитет предложил ввести запрет на полеты российских авиакомпаний на самолетах с иностранной регистрацией и обязать перевозчиков в будущем закупать преимущественно отечественные самолеты.
Однако по словам исполняющего обязанности гендиректора компании «Победа» Андрея Юрикова, скоро парк иностранных самолетов в России сократится сам по себе естественным путем. Компаниям нужно будет закрывать потребность в запчастях, а так как привезти их в страну сейчас очень сложно, если вообще возможно, действующие самолеты начнут разбирать на запчасти. Так, чтобы закрыть «потребность в запчастях для всего флота в будущем», «Победа» решила сократить количество Boeing 737-800 с 41 до 25 самолетов. Аналогичным образом поступят и в других авиакомпаниях, считает источник, близкий к крупнейшим перевозчикам.
Исполнительный директор агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев также считает неуместным ограничение возможности российских компаний эксплуатировать иностранные самолеты, если они исправны и соответствуют требованиям по безопасности полетов.
«Самолет, сделанный в Америке или стране Евросоюза, не должен гарантированно попадать в стоп-лист для российских авиаперевозчиков. Однако оценивать внешнеполитические риски и их влияние на устойчивость авиатранспортной системы всё же нужно. К примеру, если авиакомпания хочет без господдержки возить туристов, используя «иномарки», она должна иметь такую возможность. А вот встраивать самолеты иностранного производства в систему субсидированных перевозок, обеспечивающих территориальную связанность и транспортную доступность, не стоит», — считает эксперт.
Крупнейшие российские авиакомпании сейчас эксплуатируют преимущественно иностранные самолеты. По данным Минтранса, доля воздушных судов зарубежного производства в действующем коммерческом парке пассажирских самолетов на 20 апреля составляла 67,1% — это примерно 740 лайнеров. На них приходилось около 95% пассажирооборота.
Парки крупнейших перевозчиков состоят из иностранной техники — «Победа», S7, «Уральские авиалинии», Utair, Nordwind, Azur Air эксплуатируют только зарубежные самолеты. В парке «Аэрофлота» еще осталось четыре Superjet, которые до сентября перейдут его «дочке» «России». Superjet кроме «России» используют перевозчики «Азимут», Red Wings, «Ямал», «Якутия», «Ираэро». Последняя также летает на советских Ан-24 и Ан-26-100. По данным сайта авиакомпании «Алроса», ее парк помимо Boeing состоит из Ан-24, Ан-38 и Ан-26-100.
По словам Олега Пантелеева, прямо сейчас заменить иностранные самолеты объективно нечем — в России серийно фактически не производятся среднемагистральные лайнеры вместимостью свыше 103 кресел (103 кресла — максимальная вместимость SSJ-100). Ситуация, как обещают в Минпромторге, Ростехе и ОАК, начнет меняться после 2023 года. Несколько дней тому назад вице-премьер Юрий Борисов сообщил, что сертификацию импортозамещенных авиалайнеров МС-21 и SSJ 100 New планируют завершить до конца 2023 года. В ОАК собираются наращивать темпы производства самолетов, в первую очередь SSJ 100 и MC-21. Однако еще полтора-два года придется эксплуатировать те лайнеры, которые были в наличии на начало года, и которые впоследствии удалось перевести в российский реестр. Как и на чем будут летать россияне в этот переходный период — вопрос пока открытый.