Клиенты Сбербанка стали массово жаловаться на повышение первого взноса по уже одобренным ипотечным заявкам. Такие отзывы есть на сайте «Банки.ру».
Риэлтор Екатерина Захарова заявила, что таких случаев было уже не менее тысячи. После подачи заявки на ипотеку банк одобрил им условия с первым взносом 15–20%, но чтобы перейти к следующему этапу оформления ипотеки им пришлось согласиться на первый взнос, повышенный до 35%.
Клиенты Сбербанка предоставляли все необходимые для проверки заемщика документы на этапе подачи заявки. Многие из них к этому моменту уже понесли затраты на оформление сделки, в том числе внесли залог продавцу, оплатили оценку недвижимости, потратились на риэлтора и так далее.
В Сбербанке пояснили ситуацию желанием удержать клиентов. При недостаточной платежеспособности банк вправе отклонить заявку на ипотеку, но старается не отказать, в том числе предлагая увеличить сумму первоначального взноса. Юристы подтверждают, что такая практика законна.
«Повышение первого взноса в ипотеке служит только одной цели — уменьшению рисковой составляющей банка (соотношения кредита и залога), — уточняет главный эксперт «Русипотеки» Cергей Гордейко. — Наиболее надежный уровень первого взноса — это 30–40% от стоимости жилья. В случае дефолта заемщика этот уровень позволит банку с комфортом продать залог с дисконтом на торгах».
Правозащитники же считают такое поведение банка недобросовестным. Директор фонда «За права заемщиков» Евгения Лазарева полагает, что в ситуацию следует вмешаться ЦБ. Однако регулятор считает, что подобная практика допустима до заключения договора.