Китайская академия наук (CAS) объявила о запуске нового пакета разнообразных передовых космических миссий, что демонстрирует амбициозные планы страны в области космических исследований.
Инициативы, охватывающие астрономию обратной стороны Луны, астрофизику, поиск экзопланет и изучение Солнца, призваны вывести Китай в авангард астрономических исследований и освоения космоса. Директор Национального центра космических наук (NSSC) при CAS Ван Чи (Wang Chi) представил детали этих миссий на ежегодном форуме Чжунгуаньцунь (Zhongguancun) 27 апреля.
Среди отобранных миссий:
1. «Открытие неба на самой длинной длине волны» (Discovering the Sky at the Longest Wavelength, DSL). Миссия состоит из 10 небольших спутников, выведенных на лунную орбиту. Девять из них и автоматическая межпланетная станция будут использовать Луну как щит от земных электромагнитных помех, чтобы улавливать сверхдлинноволновые сигналы из ранней Вселенной.
2. «Улучшенная рентгеновская синхронизация и поляриметрия» (Enhanced X-ray Timing and Polarimetry, eXTP). Это мощная рентгеновская обсерватория для наблюдения за небом, изучения гравитационных волн, источников нейтрино и экстремальных состояний материи, гравитации и магнетизма.
3. ExoEarth Survey («Земля 2.0») — миссия по поиску планет земной группы и блуждающие планеты с использованием методов транзита, фотометрии и микролинзирования.
4. Солнечная полярно-орбитальная обсерватория (SPO), для изучения полюсов Солнца с орбиты под наклоном более 80 градусов к плоскости эклиптики.
5. «Тайцзи» (Taiji). Миссия, в которой три космических аппарата на гелиоцентрической орбите образуют сверхдлинную базу в 3 миллиона километров для обнаружения гравитационных волн средних и низких частот, изучения природы гравитации и пространства-времени.
Эти миссии являются частью ожидаемой третьей Стратегической приоритетной программы (SPP III) CAS, хотя, возможно, они будут объединены в новую программу космической науки. Предложения отбирались из более раннего пула кандидатов SPP III 2022 года.
Пока что не выбрана ни одна из предложенных миссий, связанных с экзоппланетами и Землёй. Однако вероятность выбора одной или нескольких таких миссий, например, миссии на Венеру, в рамках отдельного направления остаётся высокой, учитывая большой интерес китайского планетологического сообщества.
Новый пакет миссий станет продолжением первых двух раундов Стратегической приоритетной программы (SPP) Китайской академии наук (CAS). Первый раунд SPP, запущенный в 2015-2017 годах, включал такие миссии, как зонд для поисков тёмной материи DAMPE, рентгеновская обсерватория HXMT, возвращаемый спутник Shijian-10 и квантовые эксперименты в космическом масштабе (QUESS).
Во втором раунде SPP были реализованы зонд «Эйнштейн», запущенный в начале этого года для изучения гравитационных волн, и готовящаяся к запуску миссия «Исследователь связей магнитосферы и ионосферы солнечного ветра» (SMILE) в сотрудничестве с Европейским космическим агентством. Также в последние годы были запущены «Электромагнитный монитор всего неба» (GECAM) и «Усовершенствованная космическая солнечная обсерватория» (ASO-S).
Параллельно с новыми амбициозными научными миссиями Китай готовится к запуску 3 мая с космодрома Вэньчан миссии «Чанъэ-6» по доставке на Землю образцов грунта с обратной стороны Луны.