Систему мониторинга состояния конструкций авиационной техники планируется устанавливать не только на боевой вертолёт Ка-52М, но и на российские гражданские вертолёты. Об этом сообщил генеральный директор компании-разработчика НИЦ «ИРТ» Николай Львов.
По его словам, возможно масштабирование системы мониторинга на другие летательные аппараты. Вертолёт Ка-52 стал первой машиной, также системой планируется оснащать вертолёты Ми-8 и Ми-26. «Сейчас у нас готовятся сертификационные полёты на гражданских Ми-17 для того, чтобы уже сертифицировать систему на этой машине и оснащать ей гражданские вертолеты», – отметил глава компании.
Как заявил научный руководитель компании-разработчика НИЦ «ИРТ» Владимир Каргопольцев, мониторинг состояния машин в режиме реального времени позволит поменять представление о регламенте техобслуживания летательных аппаратов. Сейчас при планировании техобслуживания не учитывается то, как эксплуатировались вертолёты и самолёты в течение года: выполняли боевые задания или рутинные полёты.
«Детальное знание предыстории эксплуатации аппарата позволяет рационально построить процесс технического обслуживания, определить сроки его проведения и содержание, оптимизировать логистические процессы и операции, предполагаемая экономия может составить не менее 30%», – отметил Владимир Каргопольцев.
По его словам, сбор информации о техническом состоянии летательных аппаратов позволит заранее знать, что через какое-то время нужно будет менять определенные узлы и агрегаты, заранее их заказать и снизить время и расходы на обслуживание машин. «Здесь мы переходим от нормированного технического обслуживания, к обслуживанию по состоянию. Это совершенно новая эра в эксплуатации авиационной техники и ее разработки», – отметил ученый.
Система мониторинга представляет собой набор миниатюрных датчиков различной физической природы (датчики акустической эмиссии, деформации, температуры, коррозии и др.), которые установлены в конструкции авиатехники и ведут комплексное измерение различных параметров их состояния. Полученная информация обрабатывается с помощью специально созданного программного комплекса и в доступной форме выводится на ноутбук авиационного техника. Система фиксирует начало появления дефектов в конструкции, их развитие, появление трещин и информирует о возможном нарушении целостности конструкций.