Два дня тому назад смартфоны Samsung, ввезенные в Россию из Казахстана по параллельному импорту, обнаружились в сетях «М.Видео», «Связной» и DNS. Представитель «М.Видео» сейчас официально подтвердил закупки и продажу техники в стране без согласия правообладателей. Также появилось объяснение, почему это работает с Samsung, но не работает с Apple.
«М.Видео» начала тестовые закупки и продажи товаров без согласия правообладателей, заявил представитель компании на одном из отраслевых мероприятий для ретейлеров и торговых центров. Об этом «Известиям» рассказал один из его участников.
Но электронику Apple торговая сеть не закупает: компания видит в этом серьезные риски. Дело в том, что производитель может проследить путь каждого проданного устройства, пояснил источник издания в одном из телеком-ритейлеров. Теоретически iPhone или другое устройство, предназначенное для одного рынка, может не заработать на другой территории. Россияне могут купить технику Аpple в третьих странах, но они сами будут отвечать за эту продукцию, никаких обязательств у отечественных компаний не возникнет, пояснил собеседник «Известий». Но если потребитель купит товар у ретейлера, и он не будет потом работать, это серьезный риск, ведь именно на торговых сетях лежит ответственность за проданный товар.
По словам собеседника издания, некоторые продавцы гаджетов сейчас ведут консультации с Ираном. Эта страна находится под санкциями, и Apple не разрешала продажу там фирменной электроники, но ее реализация не остановлена.
«Мы рассматриваем разные возможности для обеспечения ассортимента и доступных цен для покупателей, в том числе в рамках параллельного импорта. В магазинах сети сейчас доступны смартфоны и гаджеты Apple. Это поставки, которые сделаны до февраля 2022 года, на большинство моделей действуют скидки и рассрочка. Мы можем удовлетворить тот спрос, который сейчас есть на рынке», — сказали «Известиям» в «М.Видео–Эльдорадо».
Введение параллельного импорта не решает проблем с фирменным обслуживанием и гарантией от официальных дилеров, отметила в беседе с «Известиями» юрист BGP Litigation Анастасия Мырсина. Плюс к этому оплатить сервисы Apple невозможно российскими банковскими картами, напомнила она.
Эксперт подчеркнула: с юридической точки зрения сложно оценить, какую страну считать местом происхождения товара. Поэтому возникает вопрос, по какому принципу возможно отключение или блокировка телефона самим производителем. Потенциально это может привести к большим потребительским спорам, добавила Анастасия Мырсина.
Также официальные дистрибуторы Apple могут столкнуться с санкциями от компании за использование параллельного импорта. У партнеров есть контракты, поэтому производитель может выставить штраф за нарушение условий договора, пояснила юрист.
Иными словами, завезти в Россию iPhone, iPad и прочую технику Apple — не сложно, но непонятно, что с ней делать, если Apple вдруг обнаружит использование в России условного iPhone, проданного в том же Казахстане и предназначенного для рынка Казахстана, и захочет его отключить. И точно так же непонятно, что делать, если этот iPhone сломается, а запчастей нет. Наконец, третий риск связан с тем, что компания, продавшая российской компании партию условных iPhone, может быть наказана самой Apple за перепродажу техники в подсанкционную страну. У других производителей электроники контроль за своей продукцией не такой строгий, что и позволяет относительно беспрепятственно ввозить в Россию их изделия по параллельному импорту.