Инженеры Пермского национального исследовательского политехнического университета (ПНИПУ) придумали безопасную и недорогую подвеску для всех типов автомобилей: разработчики предлагают заменить электромагнитные адаптивные подвески с возвратно-поступательным типом движения на возвратно-вращательные с использованием ферромагнитных материалов (железо, кобальт, никель и другие).
«Разработка представляет собой электромагнитную торсионную подвеску. Это устройство, в котором валом двигателя служит торсион — стержень из упругого материала с относительно небольшой крутильной жесткостью и высокой упругостью. Он служит дополнительной пружиной, чтобы при вращении вала двигателя в машине не возникали колебания. Такая подвеска позволит снизить амплитуду вертикальных движений до нуля, увеличить безопасность транспортного средства и комфорт пассажиров», — рассказал один из разработчиков, студент кафедры автоматизации, информационных и инженерных технологий Чайковского филиала ПНИПУ Андрей Батуев.
По словам инженера, магниты и электромагниты в адаптивных электромагнитных подвесках с возвратно-поступательным типом движения «гасят» колебания, поглощают толчки и удары кузова авто и его элементов. В результате машина не дает крен на виражах, не раскачивается на ухабистых дорогах и не трясется. При остановке автомобиль не наклоняется вперед, в том числе перепрыгивая «лежачих полицейских». Каждое колесо реагирует на препятствие индивидуально, не создавая отдачу на кузов. Электродвигатель при этом работает как генератор энергии. Недостатком таких подвесок, как отметили разработчики, является высокая стоимость, поскольку в их производстве используют редкоземельные металлы.
«Мы предложили заменить возвратно-поступательный тип движения в электромагнитной подвеске возвратно-вращательным. В этом случае упругой частью подвески является торсион, а электромагнитным элементом, который гасит колебания, — электродвигатель. Такая конструкция позволяет не использовать дорогие редкоземельные металлы. Мы предложили заменить их более дешевыми ферромагнитными материалами. Кроме того, применение роторного электродвигателя позволяет увеличить усилия, которые развивает электромагнитная подвеска. Таким образом подвески можно использовать не только в автомобильном транспорте, но и в вездеходной технике. В результате изделие становится дешевле, а его эффективность повышается», — пояснил научный руководитель разработчиков, профессор кафедры автоматизации, информационных и инженерных технологий Чайковского филиала ПНИПУ, доктор технических наук Евгений Морозов. Ученый также отметил, что эту разработку можно использовать при создании отечественных транспортных средств, в том числе высокого класса и гоночных авто.