Интересный отчет опубликовали сегодня «Ведомости». Изданию удалось ознакомиться с перечнем импортозамещаемых компонентов самолета SSJ 100, а также стало известно, в какую сумму обойдется опытно-конструкторская работа по замене зарубежных узлов отечественными.
Как оказалось, в списке Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) указаны 24 компании и 64 наименования комплектующих. В основном это системы кондиционирования воздуха, оборудование для гидравлической и противообледенительной систем, устройства для пассажирского салона и кабины экипажа, бортовое радиоэлектронное оборудование, элементы вспомогательной силовой установки и системы регулирования давления, светотехника, шасси и аварийно-спасательное оборудование.
Среди предприятий, участвующих в импортозамещении, есть как структуры «Ростеха» (например, «Аэроприбор восход» и Московский институт электромеханики и автоматики), так и частные компании, специализирующиеся на выпуске авиакомпонентов.
По словам представителя корпорации «Иркут» (входит в ОАК), в поставках комплектующих для модификации SSJ New принимают участие более 30 российских компаний из разных отраслей. «Всего в рамках проекта ведется работа по замене порядка 40 импортных систем и компонентов. Пул российских поставщиков уже определен на основе конкурсных процедур, по большей части позиций заключены контракты», – сказал он «Ведомостям».
SSJ New планируется сертифицировать в 2023 году, а с 2024 года в Комсомольске-на-Амуре должно начаться полноценное серийное производство с объемом поставок около 20 воздушных судов в год. Схожие сроки ранее называл и профильный вице-премьер Юрий Борисов.
«Опытно-конструкторская работа по импортозамещению SSJ 100 ведется в рамках действующих контрактов с Минпромторгом на общую сумму порядка 50 млрд руб. [без учета российских двигателей]. Эта работа началась еще в 2019 г., и сегодня она в плановом порядке подошла к этапу сборки первых опытных образцов», – добавил представитель «Иркута».
Однако эксперты считают, что выполнить эту задачу будет чрезвычайно трудно. Хотя бы потому, что текущая версия SSJ 100 примерно на 70% состоит из импортных комплектующих. Только французский концерн Safran обеспечивал этому самолету около 28% комплектующих (25% приходилось на двигатель, 3% – на шасси, авионику и др.). Двигатели Sam146 поставляло СП Safran и Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК, входит в «Ростех») под названием PowerJet. Их выпуск был налажен на мощностях «ОДК-Сатурн» в Рыбинске. А, к примеру, салон SSJ 100 был разработан итальянским дизайн-бюро Pininfarina.
Российские власти взяли курс на замещение импортных деталей SSJ 100 отечественными аналогами еще в 2018 году, но воз и ныне пока там. Хотя нельзя не отметить, что в связи с последними событиями этой работе сейчас придан новый импульс. Впрочем, указанной суммы в 50 миллиардов рублей (а полный комплекс импортозамещения с ремоторизацией на ПД-8 ранее оценивался в 120-130 миллиардов рублей) может и не хватить.
«Вполне вероятно, что расходы на производство [отечественных комплектующих для SSJ-New] могут увеличиться из-за инфляционных процессов, но привязка к доллару в этом случае должна быть минимизирована», – сказал директор отраслевого агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев.